Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.02.2002 N Ф09-198/02-АК по делу N А60-13750/01 Иск о взыскании затрат по выплате пособий по временной нетрудоспособности физическим лицам удовлетворен, так как наемные работники предпринимателя, освобожденного от уплаты взносов в ФСС РФ и уплаты социального налога, пользуются в полной мере правами по получению пособий по временной нетрудоспособности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 февраля 2002 года Дело N Ф09-198/02-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования на решение от 22.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-13750/01 по иску предпринимателя Антонова В.С. к Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании 16161 руб. 76 коп.

В судебном заседании приняли
участие представители: истца - Перевощикова Н.Е. (доверенность от 11.01.2002), Степанова С.М. (доверенность от 11.02.2002); ответчика - Евстратенко О.Г. (доверенность от 29.12.2001).

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Предприниматель Антонов В.С. обратился с иском к Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в Арбитражный суд Свердловской области о взыскании 16161 руб. 76 коп. затрат по выплате пособий по временной нетрудоспособности физическим лицам, работающим по заключенным с истцом трудовым договорам.

Решением от 22.08.2001 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2001 решение суда оставлено без изменения.

Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с решением и постановлением суда не согласно, просит их отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что возмещение выплаченных сумм может производиться только при уплате страховых взносов в Фонд социального страхования. Так как, истец плательщиком социального налога в 2001 не является, оснований для удовлетворения иска у суда не было (ст. 1 N 148 ФЗ от 31.07.1998 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“).

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Основанием для обращения предпринимателя в суд явился отказ ответчика возместить затраты по выплате пособий по временной нетрудоспособности физическим лицам, работающим по заключенным с истцом трудовым договорам.

Как видно из материалов дела предприниматель Антонов В.С. (свидетельство о государственной регистрации N 1252 П-ОИ от 11.12.1998), являющийся плательщиком единого налога на вмененный доход, направил в адрес Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ расчетную ведомость за 1-е полугодие 2001 и документы, подтверждающие правомерность выплаты пособий по временной
нетрудоспособности на общую сумму 16161 руб. 76 коп.

Удовлетворяя иск, суд исходил из неправомерности действий ответчика, выразившихся в отказе возместить истцу произведенные затраты.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 148-ФЗ от 31.07.98 со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2 и 3 определения N 73-О от 09.04.2001 указал, что по смыслу части третьей ст. 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход на определенные виды деятельности“, согласно которой со дня введения единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога платежи в государственные внебюджетные фонды не взимаются, с индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы на вмененный доход, дополнительно какие-либо взносы во внебюджетные фонды взиматься не могут.

Истолкование подпункта 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход на определенные виды деятельности“ в редакции Федерального закона от 31.03.99 как позволяющей дополнительно взимать с индивидуальных предпринимателей взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не соответствует ее нормативному содержанию и конституционно-правовому смыслу и формирует дискриминационную правоприменительную практику в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог.

Равенство положения плательщиков единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, по существу, закрепляет ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2000), включающая в число плательщиков единого социального налога (взноса) как
организации, так и индивидуальных предпринимателей. Поэтому правоприменитель впредь не может придавать норме, не содержащейся в подпункте 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход на определенные виды деятельности“ и соответствующих законах субъектов Российской Федерации, какой-либо иной смысл, расходящийся с выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем определении.

Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (с последующими изменениями), обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Федеральным законом РФ N 7-ФЗ от 12.02.2001 “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2001“ установлено, что доходы бюджета Фонда формируются и за счет сумм единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности.

Следовательно, наемные работники предпринимателя, освобожденного от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ и уплаты социального налога в 2001 году, пользуются в полной мере правами по получению пособий по временной нетрудоспособности, а порядок выделения средств на выплату пособий в данном случае установлен ст. 2.9, ст. 3.5 Инструкции “О порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ“.

Ссылка заявителя на то, что Федеральным законом РФ от 31.03.1999 N 63-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ не предусмотрено зачисление сумм в Фонд социального страхования РФ при распределении 25% общей суммы единого налога, уплаченного предпринимателем, судом кассационной инстанции не принимается, т.к. допущенная
законодателем неопределенность в формировании бюджета Фонда не лишает истца права на получение сумм выплаченных пособий.

При таких обстоятельствах судебные акты Арбитражного суда Свердловской области следует оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-13750/01 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.