Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.12.1998 N Ф09-1065/98-ГК по делу N А60-1188/98-С1 Производство по делу прекращено за неподведомственностью дела арбитражному суду, так как спор о взыскании задолженности по оплате медикаментов, реализованных по бесплатным и льготным рецептам, не является экономическим, возникшим из гражданских правоотношений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 декабря 1998 года Дело N Ф09-1065/98-ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на решение от 01.10.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1188/98-С1 по иску Государственного унитарного предприятия Свердловской области “Фармация“ к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области о взыскании 901956 руб. 48 коп.

В заседании приняли участие: от истца:
Сорокин В.В., нач. юр. отдела, довер. от 13.10.98 N 1010; от ответчика: Рябов С.М. - предст, дов. от 08.01.98 N 4.

Представителям сторон права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств от сторон не поступило.

ГУПСО “Фармация“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к ТФОМС Свердловской области о взыскании 901956 руб. 48 коп. - задолженности по оплате медикаментов, реализованных по бесплатным и льготным рецептам за период с февраля по июнь 1998 года на основании постановления Правительства Свердловской области N 417-п от 22.04.98 и договора N 60 от 17.04.97.

Решением от 01.10.98 иск удовлетворен.

Решение в апелляционной инстанции не проверялось.

ТФОМС Свердловской области с решением не согласен, просит его отменить и вынести новое решение.

Оспаривая решение, заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение судом ч. 2 ст. 157, ст. 401 ГК РФ, п. 3 ст. 9 Областного закона “О бюджете Свердловской области на 1998 год“ и указывает, что в силу п. 5.2 договора N 60 от 17.04.97 вина ТФОМС в неоплате счетов, предъявленных истцом, отсутствует, поскольку средства из областного бюджета, предназначенные на реализацию программы “Доступные лекарства: обеспечение населения Свердловской области лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно или со скидкой“, не поступили.

Законность решения проверена в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, между Екатеринбургским филиалом Территориального фонда обязательного медицинского страхования (Филиал) и ГУПСО “Фармация“ заключены договоры NN 55-60 от 17.04.97, которые продлены на 1998 год (п. 6.2).

Пунктом 1.1. договоров установлено, что предметом договоров является регулирование правоотношений в связи с реализацией в 1997 году областной программы “Доступные лекарства: обеспечение населения лекарственными средствами, отпускаемыми
по рецептам врачей бесплатно или со скидкой“, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области “Об организации в 1997 году обеспечения населения Свердловской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой“.

Постановлением от 22.04.98 N 417-п Правительства Свердловской области определено продолжить работу по областной программе “Доступные лекарства“ в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.97 N 25п “Об организации в 1997 году обеспечения населения Свердловской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой“ (п. 1).

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что реализация настоящей программы осуществляется Территориальным органом обязательного медицинского страхования Свердловской области и привлеченными им страховыми медицинскими организациями на некоммерческой основе.

По договорам NN 55-60 от 17.04.97 стороны обладают следующими правами и обязанностями.

Истец, согласно п. 2.1.1 договоров, обязуется осуществлять отпуск лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, утвержденный вышеуказанным постановлением, то есть постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.97 N 25п “Об организации в 1997 году обеспечения населения Свердловской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой“.

Филиал, в силу п. п. 2.2.1, 3.3 договоров, принял на себя обязательства производить расчеты за лекарственные средства с истцом, оплачивать счета истца в течение 5-ти банковских дней.

В соответствии с п. 4.1 постановления Правительства Свердловской области от 22.04.98 N 417п “Об организации в 1998 году обеспечения населения Свердловской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой“ финансирование расходов на обеспечение населения Свердловской области бесплатными и льготными лекарственными средствами в объеме средств, предусмотренных на эти цели статьей 9 Областного закона “Об областном бюджете на 1998 год“, осуществляется путем перечисления денежных
средств на текущие бюджетные счета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В случае непоступления средств из бюджета для реализации программы “Доступные лекарства“ Филиал прекращает оплату счетов Фармации, а Фармация приостанавливает выдачу лекарственных средств гражданам (п. 5.2 договора).

В связи с отсутствием в бюджете денежных средств, предусмотренных на эти цели ст. 9 Областного закона “Об областном бюджете на 1998 год“, счета Фармации, предъявленные Филиалу в 1998 году за оплату медикаментов, реализованным по бесплатным и льготным рецептам за период с февраля по июнь 1998 года на сумму 901956 руб. 48 коп., остались неоплаченными.

Анализ предмета договоров N 55-60 от 17.04.97, прав и обязанностей сторон позволяет сделать вывод, что договоры направлены на регулирование правоотношений, связанных с реализацией правительственной программы “Доступные лекарства“, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.97 N 25п. Возникновение взаимных прав и обязанностей сторон поставлено в зависимость от бюджетного финансирования, обязанности ТФОМС по существу сводятся к перераспределению между аптеками средств областного бюджета, выделенных на финансирование указанной программы.

Кроме того, аккумулирование бюджетных средств производилось на специально открытом текущем бюджетном счете ТФОМС. Эти средства не входили в состав обособленного имущества Фонда как юридического лица, и Фонд не являлся их собственником. Рассчитываясь за лекарства с истцом денежными средствами бюджета Свердловской области, Фонд в данном случае не выступает участником гражданских правоотношений.

При таких обстоятельствах спор касается истребования компенсационных средств из областного бюджета.

Между тем, возможность судебной защиты нарушенных интересов хозяйствующего субъекта в сфере финансово - правовых отношений действующим законодательством не предусмотрена.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. ст. 2, 22 АПК РФ) не относит к компетенции арбитражных судов споры по поводу выделения средств
из бюджетов различных уровней или их перераспределения.

Принимая во внимание, что рассмотренный арбитражным судом спор возник не в сфере предпринимательской деятельности и по характеру правоотношений не является экономическим, возникшим из гражданских правоотношений, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ст. 85 АПК РФ за неподведомственностью дела арбитражному суду.

Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Свердловской области следует отменить, производство по делу прекратить по п. 1 ст. 85 АПК РФ.

Руководствуясь п. 1 ст. 85, ст. ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.10.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1188/98-С1 отменить.

Производство по делу прекратить.

Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области из федерального бюджета 3143 руб. 57 коп. госпошлины по кассационной жалобе, уплаченной платежным поручением N 3272 от 03.11.98.

Арбитражному суду Свердловской области произвести поворот исполнения решения при предоставлении доказательств его исполнения.