Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.1998 N Ф09-969/98-ГК по делу N А47-47/98-4 Решение суда об обязании комитета по управлению имуществом к заключению договора купли - продажи земельного участка является законным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 ноября 1998 года Дело N Ф09-969/98-ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга на решение от 19.06.98 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.98 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-47/98-4 по иску Закрытого акционерного общества “Салон недвижимости“ к Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга, третье лицо: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству,
о понуждении к заключению договора купли - продажи земельного участка.

В судебном заседании приняли участие: от ответчика - нач. юр. отдела Злобина О.П. по доверенности от 19.08.98 N 3116/08.

Истец, третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле, разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Закрытое акционерное общество “Салон недвижимости“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга, третье лицо: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, о понуждении ответчика к заключению договора купли - продажи земельного участка площадью 7057 кв. м, расположенного под автостоянкой по ул. 60 лет Октября в г. Оренбурге по цене 156000 рублей.

Решением суда от 19.06.98 исковые требования удовлетворены, при этом стоимость земельного участка по п. 2.1 договора купли - продажи определена в сумме 224700 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.98 решение суда оставлено без изменения.

Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга с принятыми по делу судебными актами не согласен, просит их отменить.

Оспаривая решение и постановление, заявитель в кассационной жалобе ссылается на неправильное применение судом пп. 4.5, 4.6, 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, нарушение ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, ст. 552 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в РФ“. По мнению ответчика, судом при определении стоимости земельного участка не приняты во внимание концепции расчета нормативной цены земли, установленные распоряжением администрации Оренбургской области от 19.05.97 N 423-р.

Проверив в порядке
ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, кассационная инстанция оснований для их отмены не усматривает.

Из материалов дела видно, что по договору N 3 от 13.08.92 АООТ “Янтарь“ в процессе приватизации выкупило муниципальное предприятие - автостоянку N 1, расположенную по ул. 60 лет Октября в г. Оренбурге. В результате приватизации АООТ “Янтарь“ приобрело право аренды или покупки земельного участка, занимаемого автостоянкой. Акционерным обществом “Янтарь“ был заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 5 лет.

Согласно договору купли - продажи от 13.03.97 АООТ “Янтарь“ продало автостоянку закрытому акционерному обществу “Салон недвижимости“.

В связи с переходом права собственности на указанный объект, истцом была подана в Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга заявка от 12.02.98 на приобретение в собственность земельного участка, находящегося под автостоянкой. Ответчиком в заключении договора купли - продажи земельного участка истцу отказано со ссылкой на то, что ЗАО “Салон недвижимости“ не является приватизированным предприятием. В связи с уклонением ответчика от заключения договора купли - продажи земли, истец в порядке ст. 445 ГК РФ обратился в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор с определением выкупной цены 156000 рублей.

Исключительное право по своему выбору приобрести в собственность занимаемые объектами нежилого фонда земельные участки либо взять их в долгосрочную аренду предоставлено собственникам приватизированных государственных (муниципальных) предприятий, а также иным собственникам зданий, сооружений, помещений в соответствии с п. 4.6 “Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года“. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 485 право
приобретения в собственность земельных участков, на которых расположены ранее приватизированные здания, сооружения, помещения, (объекты недвижимости), предоставлено в первую очередь физическим и юридическим лицам - собственникам указанных объектов недвижимости.

Поскольку вышеизложенными нормами истцу как собственнику ранее приватизированного объекта недвижимости предоставлено право приобретения в собственность земельного участка, занимаемого указанным объектом, отказ Комитета по управлению имуществом в заключении договора купли - продажи данного земельного участка является необоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда об обязании ответчика к заключению договора является законным, а доводы ответчика о нарушении и неправильном применении норм материального права - несостоятельными.

В отношении определения стоимости выкупаемого земельного участка судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание акты (заключения) по оценке стоимости спорного земельного участка, представленные сторонами, из которых за основу принято заключение независимой экспертизы.

При определении выкупной цены арбитражный суд обоснованно руководствовался порядком ее определения, установленным Основными положениями Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года (п. 4.10), постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 319 “О порядке определения нормативной цены земли“.

Доказательств, опровергающих правильность определения независимыми экспертами ОАО “Земельные ресурсы“ цены спорного земельного участка, а также доказательств того, что нормативная цена земли, установленная распоряжением Администрации Оренбургской области от 19.05.97 N 423-р (п. 2) не превышает 75 процентов уровня рыночной цены, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.06.98 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.98 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-47/98-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.