Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.1998 N Ф09-114/98-АК по делу N А76-2769/97 Вывод суда о том, что нарушение порядка получения лесных податей, выразившееся в зачислении податей непосредственно на счет лесхоза, не является основанием незаконности их получения и пользования ими, следует признать правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 марта 1998 года Дело N Ф09-114/98-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Аргаяшскому району Челябинской области на решение от 24.11.97 и постановление апелляционной инстанции от 13.01.98 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-2769/97 по иску Аргаяшского лесхоза к Государственной налоговой инспекции по Аргаяшскому району о признании недействительным решения.

В заседании приняли участие: от истца:
Сизов С.Н., дов. N 55 от 04.03.98; от ответчика: Шабров Е.И, дов. N 644 от 13.03.98.

Представителям сторон права и обязанности разъяснены. Отводов

составу суда не заявлено. Ходатайств от сторон не поступило.

Аргаяшский лесхоз (Челябинское управление лесами) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Аргаяшскому району о признании недействительным решения инспекции от 10.09.97 N 249.

Решением суда от 24.10.97 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.98 решение оставлено без изменения.

Ответчик с решением и постановлением не согласен, просит их отменить, в иске отказать.

Оспаривая решение и постановление, заявитель ссылается на то, что судом не приняты во внимание требования ст. 72 Основ лесного законодательства, п. 11 Основных положений о порядке и условиях взимания лесных податей от 14.12.93 и п. 31 Инструкции о порядке и сроках внесения платы за древесину, которыми запрещено прямое зачисление лесных податей на счета лесхозов; кроме того, судом не учтены нормы налогового законодательства, дающие налоговым органам право обследовать любые используемые предприятиями для извлечения доходов помещения и места, а в данном случае - лесосеки.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ.

При проверке установлено следующее.

Государственной налоговой инспекцией по Аргаяшскому району была проведена проверка правильности исчисления истцом и своевременности внесения в бюджет лесных податей, неустоек и ущерба за лесонарушения, уплаченных лесопользователями за 1996 г.

По результата проверки составлен акт от 18 - 22.08.97, из которого следует, что уплаченные лесопользователями суммы поступали не в бюджет, а непосредственно на счет лесхоза. Кроме того, налоговой инспекцией 20.08.97 проведено контрольное освидетельствование мест рубок, установлены лесонарушения в виде сруба сырорастущего дерева, повреждения деляночного
столба и оставлении пней выше нормы на лесосеке согласно лесорубочных билетов от 01.04.96 и 12.01.96, лесопользователем на которых выступал лесхоз.

На основании акта проверки налоговой инспекцией принято решение от 10.09.97 N 249 о взыскании с истца незаконно перечисленных на свой счет податей в общей сумме 8307300 руб., пени в размере 0,3% за каждый день использования денежных средств в сумме 12956300 руб., неустойки за лесонарушение в сумме 10100 руб.

Удовлетворяя требования лесхоза о признании указанного решения недействительным, суд сослался на то, что с учетом постановления главы администрации Аргаяшского района от 14.02.94 N 133, которым было разрешено 70% поступающих сумм попенной платы направлять лесхозу на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, нельзя признать нарушение порядка получения податей и пользование зачисленными на свой счет 8357328 руб. неправомерным. Кроме того, налоговые органы не наделены полномочиями по проведению освидетельствования лесосек, поэтому акт от 20.08.97 не является доказательством нарушения со стороны лесхоза лесохозяйственных правил.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со ст. 72 Основ лесного законодательства РФ, п. 11 Основных положений о порядке и условиях взимания лесных податей от 14.12.93 часть средств от лесных податей по решению районных органов власти может направляться на охрану и защиту лесов. Указанные функции согласно ст. ст. 10, 14 Основ лесного законодательства возложены на лесхозы.

Постановлением от 14.02.94 N 133 главы администрации Аргаяшского района Челябинской области по поступающей от лесопользователей попенной платы была установлена льгота в виде направления 70% этих сумм на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов.

10.07.96 постановлением
N 527 указанное выше постановление дополнено разрешением Аргаяшскому лесхозу производить выписку счетов на 70% лесных податей непосредственно на счет лесхоза.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что нарушение порядка получения лесных податей, выразившееся в зачислении податей и до июля 1996 года непосредственно на счет лесхоза, не является основанием незаконности их получения и пользования ими, следует признать правомерным.

Поскольку указанные в акте освидетельствования лесосеки от 20.08.97 повреждение деляночного столба и оставление завышенных пней не относятся к лесонарушениям, перечисленным в п. 2.1. Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, за совершение которых применяется материальная ответственность на основании протоколов, составленных полномочными органами, а суммы ущерба взыскиваются финансовыми органами в бесспорном порядке, судом обоснованно признано недействительным и взыскание штрафа за указанные нарушения.

Обстоятельства спора судом обеих инстанций исследованы полно, доводам сторон дана правильная правовая оценка.

В связи с изложенным решение и постановление суда являются законными и отмене не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.11.97 и постановление апелляционной инстанции от 13.01.1998 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-2769/97 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.