Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.02.1998 N Ф09-25/98 Спор с участием крестьянского хозяйства подлежит рассмотрению в суде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 февраля 1998 года Дело N Ф09-25/98

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Первоуральску на определение от 14.10.97 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.97 Арбитражного суда Свердловской области по делу N С2-355/97.

В заседании принял участие представитель истца Мишенева Л.Б., дов. от 14.01.98 N 5.

Представителю стороны права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.

Государственная налоговая инспекция по г. Первоуральску обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к крестьянскому хозяйству “Аптугай“ о его ликвидации.

Определением от 14.10.97 арбитражного суда в принятии искового заявления отказано на основании п. 1 части 1 ст. 107 АПК РФ.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.12.57 того же суда определение от 14.10.97 оставлено без изменения.

Принимая судебные акты, суд исходил из того, что спор не подлежит рассмотрении в арбитражном суде в связи с отсутствием у крестьянского хозяйства статуса юридического лица (ст. 23 ГК РФ).

Госналогинспекция по г. Первоуральску с определением и постановлением не согласна, просит их отменить, исковые материалы передать для рассмотрения по существу, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. ст. 23, 61 ГК РФ, ст. 7 Закона РФ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ“.

Проверив в порядке ст. ст. 162, 171, 174, 179 АПК РФ законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ крестьянское хозяйство после регистрации приобретает статус юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 23, ст. 259 ГК РФ, ст. 7 Закона РФ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ глава крестьянского хозяйства имеет право в порядке изменения правового статуса зарегистрировать крестьянское хозяйство без образования юридического лица, преобразовать его в хозяйственное товарищество или кооператив.

Обращаясь с иском о ликвидации крестьянского хозяйства “Аптугай“, как юридического лица, госналогинспекция исходила из того, что фактически регистрация изменений правового статуса крестьянского хозяйства после 01.01.95 не произведена, оно не исключено из Государственного реестра предприятий.

Указанные
обстоятельства свидетельствуют о том, что крестьянское хозяйство “Аптугай“, созданное 18.03.92, продолжает сохранять статус юридического лица до момента приведения учредительных документов в соответствие с действующим законодательством или его ликвидации в установленном порядке.

Таким образом, спор с участием крестьянского хозяйства “Аптугай“ подлежит рассмотрении в суде (ст. 22 АПК РФ), в связи с чем определение об отказе в принятии искового заявления и постановление апелляционной инстанции следует отменить, исковое заявление - передать в арбитражный суд для его принятия.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 173, 177, 178 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 14.10.97 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.97 Арбитражного суда Свердловской области по делу N С2-355/97 отменить.

Исковое заявление Государственной налоговой инспекции по г. Первоуральску о ликвидации крестьянского хозяйства “Аптугай“ передать в Арбитражный суд Свердловской области для принятия к производству.