Постановление ФАС Уральского округа от 08.12.1997 N Ф09-687/97-АК по делу N А71-44/97-А5 Ответственность за оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии в объемах, указанных в акте налоговой инспекции, фактически исключена, поскольку на эту деятельность получение лицензии не предусматривается.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 8 декабря 1997 года Дело N Ф09-687/97-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИЧП “Горизонт - 1“ на постановление апелляционной инстанции от 29.09.97 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-44/97-А5 по иску ИЧП “Горизонт - 1“ к Государственной налоговой инспекции по Индустриальному району г. Ижевска о признании частично недействительным решения Госналогинспекции.
В заседании суда принял участие: от истца - Саетгараев Р.А., адвокат (доверенность от 12.05.97).
Ответчик о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
ИЧП “Горизонт - 1“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Госналогинспекции по Индустриальному району о признании недействительным пункта 1.3 решения Госналогинспекции по Индустриальному району г. Ижевска от 05.05.97 N 03-14/6672, которым решено взыскать с истца штраф в 10000-кратном размере установленной минимальной оплаты труда за реализацию алкогольной продукции без лицензии.
Решением от 22.07.97 Арбитражного суда Удмуртской Республики в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 29.09.97 решение оставлено без изменения.
ИЧП “Горизонт - 1“ с постановлением апелляционной инстанции не согласно, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права: Закона РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“, постановления Правительства РФ от 28.02.95 N 197 “О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“; на неприменение судом норм права, подлежащих применению - ст. 54 Конституции РФ.
Заявитель указывает в кассационной жалобе на то, что ответственность юридического лица за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии фактически исключена, т. к. вышеназванным Законом такая ответственность не установлена, а Указом Президента РФ от 13.02.96 N 192 признан утратившим силу Указ Президента от 11.06.93 N 918, во исполнение которого было принято постановление Правительства РФ от 28.02.95 N 197. Кроме того, применив такую ответственность, Госналогинспекция вышла за рамки своих полномочий, поскольку указанная ответственность не находится в рамках налогового законодательства. По мнению заявителя, подлежала применению ст. 54 Конституции РФ, предусматривающая применение нового закона в случае отмены или смягчения им ранее предусмотренной ответственности, ссылаясь на то, что постановление Правительства РФ от 28.02.95 N 197 на основании постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.97 N 3-П утратило силу с 19.08.97.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекция по Индустриальному району г. Ижевска провела проверку ИЧП “Горизонт - 1“ по вопросу внесения в бюджет лицензионного сбора за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции за период с 01.07.96 по 01.04.97. По результатам проверки оформлен акт от 22.04.97, которым установлен факт оптовой продажи ИЧП “Горизонт - 1“ алкогольной продукции без лицензии: в июле 1996 года - 3146 литров, в августе 1996 года - 43 литра, в октябре 1996 года - 568 литров.
На основании акта проверки от 22.04.97 заместителем начальника Госналогинспекции по Индустриальному району г. Ижевска принято решение от 06.05.97 N 03-14/6672 о взыскании с ИЧП “Горизонт - 1“ суммы лицензионного сбора, пени и штрафа (п. 1.3 решения) в 10000-кратном размере установленной минимальной оплаты труда за реализацию алкогольной продукции без лицензии.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.10.95 N 171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“.
Ответственность в виде штрафа в 10000-кратном размере установленной минимальной месячной оплаты труда за осуществление оптовой продажи алкогольной продукции названным Законом не установлена.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 22.10.95 N 171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.02.95 N 197 принято во исполнение Указа Президента РФ от 11.06.93 N 918, а постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ не названы в перечне законодательных актов, которые в силу ст. 2 вышеназванного Закона регулируют производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
На основании поручения о приведении правовых актов Президента и Правительства в соответствие с Федеральным законом от 22.10.95 N 171 Указом Президента РФ от 13.02.96 N 192 признан утратившим силу Указ Президента РФ от 11.06.93 N 918, во исполнение которого принято постановление Правительства РФ от 28.02.95 N 197.
Статьей 3 Закона РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 6% от объема единицы алкогольной продукции и с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 млн. декалитров в год.
Материалами дела объем годового оборота алкогольной продукции у истца в размере 0,02 млн. декалитров в год не подтверждается.
Таким образом, ответственность за оптовую продажу алкогольной продукции в объемах, указанных в акте налоговой инспекции, фактически исключена, поскольку на эту деятельность получение лицензии не предусматривается.
При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для отказа истцу в удовлетворении его требования.
В связи с изложенным решение от 22.07.97 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.97 Арбитражного суда Удмуртской Республики подлежат отмене.
Руководствуясь ст. ст. 95, 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.07.97 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.97 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-44/97-А5 отменить.
Признать недействительным пункт 1.3 решения Госналогинспекции по Индустриальному району г. Ижевска от 06.05.97 N 03-14/6672.
Возвратить ИЧП “Горизонт - 1“ г. Ижевска из федерального бюджета госпошлину в сумме 834900 руб. по иску, 417450 руб. по апелляционной жалобе, 41750,0 руб. по кассационной жалобе, уплаченную по квитанциям от 01.07.97, от 18.08.97, от 27.10.97 в Сбербанк России.