Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2001 N 74-Г01-18 В удовлетворении заявления о признании недействительными пп. “а“ пунктов 16, 18, 19 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха от 13.11.1998 N 527, отказано, так как установленные субъектом РФ размеры платы для юридических лиц за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество превышают максимальные размеры, установленные федеральным законодательством, в остальной части требований заявление удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2001 года

Дело N 74-Г01-18

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании 1 июня 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании не соответствующими федеральному законодательству отдельных пунктов Положения о плате за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, другие работы и услуги, связанные с государственной регистрацией прав в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 1998 г., по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2000 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Государственной регистрационной палаты Республики Саха (Якутия) Левинтасу О.В. (довер. N 86 от 28.05.2001), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству подпунктов “а“ и “б“ пунктов 16, 17, 18, 19, пунктов 20, 21, 22, 23, подпунктов “а“, “в“, “г“ пункта 30, раздела IV Положения о плате за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, другие работы и
услуги, связанные с регистрацией в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 527 от 13 ноября 1998 г.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16.08.2000 заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ N 122-ФЗ имеет дату 21.07.1997, а не 21.06.1997.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21 июня 1997 г. плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами РФ. При этом максимальный размер платежей на территории Российской Федерации должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, этот Закон не дает субъектам РФ права устанавливать размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, превышающие максимальный размер, установленный постановлением Правительства РФ.

Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации было издано Постановление N 248 от 26 февраля 1998 г. “Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“.

В пункте 1 этого Постановления установлены максимальные размеры за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

для физических лиц - 3-кратный установленный
Законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ);

для юридических лиц - 50-кратный установленный Законом минимальный размер платы труда (МРОТ).

Максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним составляет 200-кратный установленный Законом минимальный размер оплаты труда.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к выводу, что в нарушение этих максимальных размеров обжалуемым Положением “О плате за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, другие работы и услуги, связанные с государственной регистрацией прав в Республике Саха (Якутия)“ в подпунктах “а“ и “б“ пунктов 16, 17, 18, 19 установлены размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, ограничений (обременений) на него для физических и юридических лиц, превышающие установленные в п. 1 вышеназванного Постановления Правительства РФ максимальные размеры.

Однако с выводом суда относительно установления размеров платы с превышением максимальных размеров в подпунктах “а“ пунктов 16, 18 и 19 для юридических лиц согласиться нельзя.

Как видно из текста подпунктов “а“ пунктов 16, 18, 19 Положения Республики, размер платы для юридических лиц установлен в 50 минимальных размеров оплаты труда, Постановление Правительства Российской Федерации N 248 также установило для юридических лиц максимальные размеры платы за совершение тех же действий в размере 50 МРОТ.

Таким образом, в вышеназванных нормах Положения Республики нет расхождения в размерах платы для юридических лиц с установленными Правительством Российской Федерации размерами.

В связи с этим решение суда в этой части подлежит отмене, в удовлетворении заявления прокурора в этой части следует отказать.

В остальной части (пп. “а“ пунктов 16, 18, 19 в части установления платы для
физических лиц; пп. “а“ и “б“ пунктов 17, 18, 19, пункты 20, 22, 23, 30) суд правомерно пришел к выводу о несоответствии обжалуемых норм вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации, так как в них завышены размеры платы за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

Пунктом 21 установлены размеры оплаты за внесение изменений в запись Единого государственного реестра прав и в правоустанавливающие документы по заявлению правообладателя с целью уточнения сведений, не влекущих причинения ущерба его законным интересам и нарушения прав правообладателей или третьих лиц. При этом размеры платы зависят от срочности совершаемых действий.

Однако Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ не предусмотрено оплаты за совершение таких действий. Следовательно, установление пунктом 21 Положения внесения платы является незаконным.

Оспариваемым Положением установлены размеры платы за иные работы и услуги, связанные с государственной регистрацией. Отдельными пунктами раздела IV к иным работам и услугам, связанным с государственной регистрацией, отнесены:

п. 33 - сбор документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществляемый Регистрационной палатой, ее филиалами и представительствами по ходатайству;

п. 34 - подготовка выписки из Единого государственного реестра прав по заявлению (запросу) о предоставлении информации об объекте недвижимости не по месту совершения государственной регистрации прав на него;

п. 35 - пользование специальной расчетной комнатой в помещениях Регистрационной палаты, ее филиала или представительства для проведения заинтересованными сторонами расчетов по сделкам;

п. 36 - консультационные услуги по вопросам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

п. 37 - выполнение работ по подготовке проектов договоров купли-продажи недвижимого
имущества, иных договоров.

За перечисленные виды работ и услуг Положением предусмотрена плата в размере от 0,1 до 50 МРОТ.

Между тем пунктом 4 ст. 9 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ учреждения юстиции по регистрации прав вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную указанным Законом. Компетенция учреждений юстиции по регистрации прав установлена пунктом 3 ст. 9 названного Федерального закона, в котором установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, включающий: проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственную регистрацию прав; выдачу документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдачу информации о зарегистрированных правах.

Пунктами 35, 36, 37 Положения Регистрационная палата Республики необоснованно наделена правомочиями, не предусмотренными Федеральным законом, и незаконно установлена плата за их осуществление.

Иные платные работы и услуги, предусмотренные пунктами 33 и 34 Положения, фактически являются обязанностью Регистрационной палаты. В частности, сбор документов, необходимых для регистрации прав на недвижимое имущество, согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ является составляющей государственной регистрации, а подготовка выписки из Единого государственного реестра прав по заявлению (запросу) о предоставлении информации об объекте недвижимости является согласно ст. 8 указанного Федерального закона составляющей предоставления информации о зарегистрированных правах. Плата за эти действия включается в сумму платы за государственную регистрацию прав предоставления информации о ней. Таким образом, пунктами 33 и 34 Положения незаконно установлена двойная плата за одни и те же услуги.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним“ предусмотрено взимание платы только за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах. Взимание платы за иные работы и услуги, как и право установления платы за такие работы и услуги субъектами Российской Федерации, законом не предусмотрено. Этим же пунктом определено право субъектов Российской Федерации устанавливать размеры платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах только в пределах максимального размера платежей, устанавливаемых Правительством Российской федерации.

Правительство Республики Саха (Якутия), установив в оспариваемом Положении плату за услуги и работы, оказываемые Регистрационной палатой РС (Я), ее филиалами и представительствами, платность которых не предусмотрена Законом, нарушило требования Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 311, 317 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

отменить решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2000 г. в части признания не соответствующими федеральному законодательству подпунктов “а“ пунктов 16, 18, 19 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.11.1998 N 527, в удовлетворении заявления в этой части отказать, в остальной части требований решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения.