Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2001 N 78-Г01-36 В удовлетворении заявления о признании частично противоречащим федеральному законодательству п. 1 ст. 30 Закона Санкт-Петербурга “О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга“ от 10.07.2000 N 334-33 отказано правомерно, поскольку субъект РФ был вправе самостоятельно установить порядок и условия предоставления введенной им за счет собственных средств дополнительной социальной гарантии лицам, замещавшим государственные должности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 августа 2001 года

Дело N 78-Г01-36

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Толчеева Н.К.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 августа 2001 года гражданское дело по жалобе С. на пункт 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга “О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга“ от 10.07.2000 N 334-33 в части слов “уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга, с должности государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона“ по кассационной жалобе С. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2001 года и дополнительное решение того же суда от 21 мая 2001 года, которыми в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя заявителя Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя губернатора Санкт-Петербурга К., Судебная коллегия

установила:

пунктом 1 статьи 30 указанного выше Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что с 1 января 2001 года неработающие лица, замещавшие государственные должности Санкт-Петербурга, должности государственной службы Санкт-Петербурга, уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга, с должности государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение ежемесячных доплат к пенсии в порядке и на условиях, установленных настоящей статьей.

С. обжаловала в Санкт-Петербургский городской суд данную правовую норму в части слов “уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга, с должности государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона“, считая ее в этой части
противоречащей статьям 9, 15, 19 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“, гарантирующим право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы для всех государственных служащих на территории Российской Федерации, и нарушающей ее права, как уволенной с должности государственной службы Санкт-Петербурга до вступления в силу этого Закона.

Санкт-Петербургский городской суд решением от 23 января 2001 года и дополнительным решением от 21 мая 2001 года в удовлетворении заявленного требования отказал.

В кассационной жалобе С. просит указанные решения отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении ее жалобы.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 N 35-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ) “Об основах государственной службы Российской Федерации“ установлены соответствующие гарантии для государственного служащего, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (подп. 9 п. 1 ст. 9, подп. 7 п. 1 ст. 15);

право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Федеральным законом (ст. 19).

Согласно пункту 5 ст. 15 этого Закона федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

В настоящее время специального федерального закона о пенсионном обеспечении государственных служащих не имеется. Государственная пенсия им назначается либо досрочно оформляется на основании Законов Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и “О занятости населения в Российской Федерации“.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 (в ред. Указов от
15.06.1999 N 755, от 13.12.2000 N 2005) “О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы“ установлены дополнительные социальные гарантии для названной в этом Указе категории лиц, в том числе доплата к государственной пенсии.

Положения этого Указа, как следует из его содержания, не распространяются на лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Законом Санкт-Петербурга “О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга“ от 10.07.2000 N 334-33 установлены дополнительные социальные гарантии, в том числе доплаты к пенсиям неработающим лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга, должности государственной службы Санкт-Петербурга, уволенным с этих должностей после вступления в силу настоящего Закона (ст. 30).

По своей правовой природе введенные доплаты не относятся к пенсионному обеспечению, право на которое гарантировано государственным служащим ст. ст. 9, 15, 19 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“, а являются дополнительной социальной гарантией, установленной субъектом Российской Федерации на основании пункта 5 ст. 15 указанного Федерального закона.

В силу этого субъект Российской Федерации был вправе самостоятельно установить порядок и условия предоставления введенной им за счет собственных средств дополнительной социальной гарантии. Вывод суда о том, что обжалуемая правовая норма не противоречит федеральному законодательству, является правильным.

Судом нормы материального права применены и истолкованы правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований для отмены решений суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2001 года и дополнительное решение того же суда от 21 мая 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.