Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2001 N 39-Г01-3 Заявление о признании недействительной и не подлежащей применению ст. 3 Закона Курской области “О налоге с продаж“ удовлетворено, поскольку оспариваемая статья полностью воспроизводит норму Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, которая признана неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июня 2001 года

Дело N 39-Г01-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Макарова Г.В.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 21 июня 2001 г. гражданское дело по заявлению П. о признании недействительной и не подлежащей применению ст. 3 Закона Курской области “О налоге с продаж“ по кассационной жалобе П. на решение Курского областного суда от 17 апреля 2001 г., которым постановлено: “в удовлетворении заявления П. о признании недействительной и не подлежащей применению ст. 3 Закона Курской области “О налоге с продаж“ отказать“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Макарова Г.В., Судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с заявлением о признании недействительной и не подлежащей применению ст. 3 Закона Курской области “О налоге с продаж“, ссылаясь на то, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 г. “По делу о проверке конституционности положений подпункта “д“ пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 31.07.98 “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также положений Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“, Закона Кировской области “О налоге с продаж“ и Закона Челябинской области “О налоге с продаж“ в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью “Русская тройка“ и ряда граждан“
положения частей первой, второй, третьей и четвертой п. 3 ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Соответствующие изменения в статью 3 Закона Курской области “О налоге с продаж“, принятого Курской областной Думой 23 февраля 1999 г., которая практически полностью воспроизводит п. 3 ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, областной Думой не внесены, что, по мнению заявителя, является нарушением его прав как потребителя товаров и услуг, поскольку сумма налога включается в цену товара и ведет к его удорожанию, в связи с чем нарушаются его права как покупателя.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе заявителя указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на то, что мотивировочная часть решения в виде единственного абзаца противоречива и не соответствует определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. По ходатайству Председателя Правительства Республики Карелия о разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, которым разъяснено (абзац 2 пункта 3), что “не ограничивается право и обязанность судов общей юрисдикции“, руководствуясь в своем решении соответствующим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона
“О Конституционном Суде Российской Федерации“, подтверждать недействительность конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации, если они содержат такие же нормы, какие ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

При вынесении решения суд считал установленным и исходил из того, что оснований для признания недействительной ст. 3 обжалуемого Закона не имеется, так как указанная норма областного Закона относительно объектов налогообложения полностью соответствует п. 3 ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“; права заявителя не нарушены, так как указанным выше Федеральным законом предусмотрено, что налог с продаж включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. положения п. 3 ст. 20 вышеназванного Закона РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, и они должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и, во всяком случае, утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г. С учетом того, что налог с продаж является источником доходной части бюджета Курской области на 2001 г., постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 предложено представительным органам государственной власти привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации положения нормативных актов в Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие оспариваемые положения, и установлен срок, по истечении которого они утрачивают силу, то требования заявителя о признании ст. 3 Закона Курской области “О налоге с продаж“ недействительной и не подлежащей применению удовлетворению не подлежат, так как оспариваемые положения не противоречат Федеральному закону, действие которого в установленном порядке
на момент рассмотрения дела не утратило силу.

С данным суждением согласиться нельзя, поскольку при правильном указании, применительно к обстоятельствам данного дела, создавшегося положения о применении правовых актов сам вывод об отказе в удовлетворении требования заявителя правильным признан быть не может.

Согласно п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. положения частей 1, 2, 3 и 4 п. 3 ст. 20 ФЗ “Об основах налоговой системы в РФ“ признаны не соответствующими Конституции РФ, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов РФ и правоприменительной практикой. Указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и, во всяком случае, утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.

В пункте 6 этого же постановления с ссылкой на ст. 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде РФ“ указано, что положения нормативных актов в Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие такие же положения, должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего постановления.

Вышеуказанная статья (87) данного Закона предусматривает, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием к отмене в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При таких обстоятельствах отказ заявителю в удовлетворении его требования не может быть признан законным, а следовательно, решение подлежит отмене
с вынесением нового решения об удовлетворении заявления П.

При установлении порядка и срока исполнения решения о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 3 оспариваемого областного Закона Судебная коллегия принимает во внимание положение, изложенное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г., а именно о том, что немедленное признание оспариваемых положений утратившими силу может повлечь неисполнение принятых бюджетов и привести к нарушению прав и свобод граждан. Согласно ст. 106 указанного выше Закона “О Конституционном Суде РФ“ данное им толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

определила:

решение Курского областного суда от 17 апреля 2001 г. отменить. Вынести новое решение об удовлетворении заявления П. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению не позднее 1 января 2002 г. ст. 3 Закона Курской области от 3 февраля 1999 г. “О налоге с продаж“.