Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2001 N 51-Г01-1 В удовлетворении заявления о признании недействительными отдельных положений постановления краевого Совета народных депутатов “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции“, касающихся проверки лиц, включенных в списки народных заседателей, отказано правомерно, так как после поступления этих списков в суды выяснилось, что сформированные и представленные органами местного самоуправления списки не соответствовали требованиям закона.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 января 2001 года

Дело N 51-Г01-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 23 января 2001 г. по кассационному протесту прокурора Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 21 ноября 2000 г. дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительными пунктов 1 и 4 постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов от 31.08.2000 N 244 “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2000 г. N 229 “Об утверждении списков народных заседателей районных (городских) судов“ утверждены сформированные представительными органами местного самоуправления сельских районов и городов краевого значения общие списки народных заседателей 64 районных (городских) судов Алтайского края.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 6 июля 2000 г. N 231 “Об утверждении списка народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации“ утвержден список народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации в составе 10 человек.

Пунктом 1 постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов от 31 августа 2000 года N 244 “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции“ с 4 сентября 2000 года до 15 января 2001 года действие постановлений Алтайского краевого Совета народных депутатов от 05.07.2000 N 239 и
от 06.07.2000 N 231 приостановлено для проведения представительными органами местного самоуправления дополнительной проверки и уточнения соответствия лиц, включенных в общие списки народных заседателей районных (городских) судов, требованиям статьи 3 Федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“. С этой целью из районных (городских) судов отозваны общие списки народных заседателей этих судов, из Верховного Суда Российской Федерации отозван список народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления от 31 августа 2000 г. N 244 представительным органам местного самоуправления сельских районов и городов краевого значения предложено привести общие списки народных заседателей районных (городских) судов в соответствии с требованиями закона и до 15 ноября 2000 года представить для утверждения в краевой Совет народных депутатов вместо лиц, исключенных из основных списков, дополнительные списки народных заседателей районных (городских) судов.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1 и 4 постановления от 31 августа 2000 г. “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции“ недействительным, ссылаясь на то, что указанные пункты постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов противоречат действующему федеральному законодательству.

Решением от Алтайского краевого суда от 21 ноября 2000 г. заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.

В кассационном протесте прокурора Алтайского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии со ст. 37 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации“ народные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

Указом
Президента РФ от 23.01.1997 N 41 полномочия народных заседателей были продлены до принятия Федерального закона о порядке назначения (избрания) народных заседателей.

Статьей 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 37-ФЗ “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, в связи с чем с 10 января 2000 г. к осуществлению правосудия в качестве народных заседателей могли быть привлечены лица, наделенные такими полномочиями в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2000 N 103 “О продлении срока полномочий народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“ в целях обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, судебной защиты прав граждан предусмотрено, что народные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации осуществляют свои полномочия впредь до представления в соответствующие суды общих списков народных заседателей, утвержденных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“ общий список народных заседателей районного суда формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда, и утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что общие списки народных заседателей 64 районных (городских) судов Алтайского края были утверждены постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2000 года N 229, а списки народных заседателей Верховного Суда Российской Федерации - постановлением от 6 июля 2000 года N 231, после чего эти списки были направлены в
суды.

Основанием для принятия решения о приостановлении действия ранее принятых постановлений об утверждении списков народных заседателей послужило то, что после поступления этих списков в суды выяснилось, что сформированные и представленные органами местного самоуправления списки не соответствовали требованиям ст. 2 и 3 Федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“, регламентирующих порядок формирования списков и устанавливающих требования, предъявляемые к народным заседателям: в список народных заседателей были включены граждане, не являющиеся избирателями данного района, не достигшие возраста 25 лет; лица, имеющие судимость, отбывающие наказание в местах лишения свободы, следователи, прокуроры, судьи, лица, состоящие на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, инвалиды 1 группы, которые по состоянию своего здоровья не могут передвигаться, достигшие 70 - летнего возраста.

При рассмотрения настоящего дела суд пришел к правильному выводу о том, что ранее утвержденные списки народных заседателей не могли быть использованы судами и подлежали корректировке не в отношении отдельных лиц, а в целом. Нарушения требований, предъявляемых к народным заседателям, при формировании этих списков носили массовый характер и не могли быть устранены путем единичных корректировок.

Действия Алтайского краевого Совета народных депутатов по приостановлению действия принятых им постановлений, по отзыву общих списков из районных судов и из Верховного Суда Российской Федерации и по направлению их для дополнительной проверки и уточнения в представительные органы местного самоуправления, в этой ситуации были вызваны необходимостью обеспечить нормальную работу судов и федеральному законодательству не противоречили.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательные (представительные)
и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом не только принимать правовые акты, но также и правом вносить в них изменения, дополнения, отменять эти акты и приостанавливать их действие.

Право законодательного органа субъекта Российской Федерации приостановления своего постановления, которым утверждены списки народных заседателей, и их отзыва из судов предусмотрено ст. 49 Регламента Алтайского краевого Совета народных депутатов, предоставляющей ему право пересмотра принятого решения при установлении нарушения законности, допущенном при принятии решения.

Довод кассационного протеста о том, что приостановление действия постановлений Алтайского краевого Совета народных депутатов от 05.07.2000 N 229 и от 06.07.2000 N 231 ставит под угрозу срыва деятельность судов общей юрисдикции, не может быть признан основанием для отмены решения суда, поскольку предметом судебного разбирательства по данному делу были не последствия принятия обжалуемого акта, а его соответствие нормам федерального законодательства. В связи с этим довод суда о том, что приведенные в протесте обстоятельства не являются юридически значимыми при разрешении вопроса о противоречии оспариваемых пунктов постановления действующему федеральному законодательству, является правильным.

Довод о том, что утвержденные Алтайским краевым Советом народных депутатов списки народных заседателей противоречили требованиям ст. 3 Федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“ лишь в части и что прекращение полномочий народных заседателей следовало производить в каждом случае индивидуально, правильно оценен в решении как не являющийся правовым основанием для отмены законного постановления представительного органа государственной власти Алтайского края.

Статья 10 Федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“ предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий народного заседателя, когда обстоятельства, перечисленные п. 2 ст. 3 Закона
возникли после утверждения законодательным органом субъекта Российской Федерации списков народных заседателей. В данном же случае списки были составлены с нарушениями изначально. Кроме того, приостановление действия ранее принятых постановлений об утверждении списков народных заседателей не является решением о прекращении полномочий тех народных заседателей, которые правильно включены в списки и могут исполнять свои обязанности в суде.

С учетом изложенного, оснований для отмены законного решения суда первой инстанции по доводам кассационного протеста прокурора не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Алтайского краевого суда от 21 ноября 2000 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора Алтайского края - без удовлетворения.