Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2001 N 74-Г01-33 Материал по делу о признании недействительным приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) “Об утверждении положения и договоров государственного (муниципального) заказа на жилищно-коммунальные услуги“ от 17.08.2000 N 301-П передан на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку приостановление действия правового акта не является основанием для прекращения производства по делу.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2001 года

Дело N 74-Г01-33

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Харланова А.В.,

Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании от 25 сентября 2001 г. частную жалобу открытого акционерного общества АК “Якутскэнерго“ на определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2001 г. о прекращении производства по делу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ОАО АК “Якутскэнерго“ обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2000 г. N 301-П “Об утверждении положения и договоров государственного (муниципального) заказа на жилищно-коммунальные услуги“.

Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2001 г. производство по делу прекращено на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.

В частной жалобе ОАО АК “Якутскэнерго“ ставится вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Прекращая производство по делу по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР, суд исходил из того, что в соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ предметом судебного обжалования могут быть лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования в
судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являлись действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующими судебного пресечения.

Правовые же акты, действие которых прекращено либо приостановлено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут. Следовательно, такие акты не могут выступать предметом судебного обжалования.

Между тем с выводом суда о том, что приостановление действия правового акта является основанием для прекращения производства по делу в данном конкретном случае, согласиться нельзя.

Действительно, в материалах дела имеется приказ за N 321-п от 1 августа 2001 г., согласно которому действие оспариваемого приказа приостановлено до внесения в него изменений и дополнений. В то же время, как видно из его содержания, приказ этот подписан не самим Министром жилищно-коммунального хозяйства, а лицом, в отношении которого отсутствуют сведения о должности, полномочиях на подписание такого приказа. Не указаны также фамилия, имя и отчество подписавшего приказ должностного лица.

Таким образом, данные о том, что приказ N 321-п от 1 августа 2001 г. подписан уполномоченным лицом, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в ст. 34 Закона Республики Саха (Якутия) “О нормативно-правовых актах Республики Саха (Якутия)“ от 26 марта 1993 г. перечислены обстоятельства, с которыми законодатель связывает прекращение действия нормативного правового акта.

В ней не указано, что приостановление действия нормативного правового акта влечет прекращение его действия.

Отсутствуют в материалах дела и сведения о регистрации и опубликовании приказа, которым приостановлено действие ранее принятого нормативно-правового акта.

Между тем согласно ст. 29 Закона Республики Саха (Якутия) “О нормативно-правовых актах Республики Саха (Якутия)“ акты министерств,
ведомств и иных органов государственного управления Республики Саха (Якутия) вступают в силу с момента их опубликования либо через 10 дней после их государственной регистрации, если в самом акте не указан иной срок.

Следует иметь также в виду, что положение п. 2 ст. 115 ГПК РСФСР, согласно которому дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции, подлежит применению в совокупности с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 22 сентября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

То есть верховному суду республики подсудны лишь дела об оспаривании нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в этом Законе (Президент республики, глава администрации субъекта Российской Федерации, Правительство).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов иных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (министерств, ведомств) и должностных лиц этих органов подсудны районному суду.

Руководствуясь ст. ст. 311, 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2001 г. отменить; вопрос передать на новое рассмотрение в тот же суд.