Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2001 N 64-Г01-13 Заявление об оспаривании пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от 09.07.2001 в части, предусматривающей возможность принятия Сахалинской областной Думой постановления о самороспуске двумя третями голосов от установленного числа депутатов, удовлетворено правомерно, поскольку для принятия решения областным законодателем постановления о самороспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ необходимо составляющее большинство голосов от числа избранных депутатов, а не от установленного числа депутатов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2001 года

Дело N 64-Г01-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 26 октября 2001 г. по кассационным жалобам Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области частично противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в ред. Федеральных законов от 29 июля 2000 года N 106-ФЗ и от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ) пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 года в части, предусматривающей возможность принятия Сахалинской областной Думой постановления о самороспуске двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

В обоснование заявления прокурор указал на то, что норма о принятии Думой постановления о самороспуске двумя третями голосов от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы противоречит пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 6
октября 1999 года N 184-ФЗ, в котором установлено, что постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Подпунктом “а“ пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ установлено, что полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае принятия указанным органом решения о самороспуске, которое принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации. По мнению прокурора, положением подпункта “а“ пункта 1 статьи 9 Федерального закона к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено лишь установление порядка принятия решения вопроса о самороспуске, а не определение кворума для принятия такого постановления.

Решением Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационных жалобах Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с пунктом “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в ред. Федеральных законов от 29 июля 2000 года N 106-ФЗ и от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ) постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из статей 44 и 49 Устава Сахалинской области видно, что областная Дума принимает Устав, законы Сахалинской области и постановления.

Суд правильно указал в решении на то, что Ф.И.О. законодатель установил необходимый кворум голосов для принятия постановлений законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который не может быть произвольно изменен законодательным органом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.

Как правильно указано в решении суда, пунктом 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 года установлена процедурная гарантия возбуждения вопроса о самороспуске Думы: по письменному требованию не менее одной трети установленного числа депутатов Думы; а необходимый кворум голосов для принятия постановления Думой о самороспуске
установлен в две трети голосов от установленного числа депутатов.

Сопоставляя нормы Федерального закона и оспариваемый пункт статьи 23 Устава, суд пришел к правильному выводу о том, что норма о кворуме для принятия областной Думой постановления о самороспуске установлена произвольно, поскольку пунктом 3 статьи 7 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ уже определено необходимое количество голосов депутатов от числа избранных для принятия решения областным законодателем в форме постановления, в том числе и о самороспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, составляющее большинство голосов от числа избранных депутатов, а не от установленного числа депутатов, как это указано в оспариваемой норме Устава области.

Устав Сахалинской области определяет статус Сахалинской области в Российской Федерации, в связи с чем суд правильно указал в решении на то, что оспариваемая норма Устава затрагивает права и интересы населения Сахалинской области и может быть оспорена прокурором в порядке нормоконтроля.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

В соответствии с этим пунктом 3 статьи 19 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ установлены определенные гарантии прекращения полномочий высшего должностного лица органа исполнительной власти по инициативе законодательного (представительного) органа путем принятия решения квалифицированным большинством голосов от установленного числа депутатов. Такая специальная гарантия прекращения полномочий высшего должностного лица органа государственной власти
установлена Федеральным законом только для данного случая и для данного органа государственной власти федерального уровня. Она не может произвольно распространяться на иные решения, принимаемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам кассационных жалоб не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области - без удовлетворения.