Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2001 N 21-Г01-1 В удовлетворении заявления в части признания недействительными решений внеочередного съезда общественно-политической организации отказано, так как съезд общественной организации был проведен в соответствии с ее уставом и уполномоченными на то лицами; в части требования о признании незаконными действий Министерства юстиции республики об отказе в перерегистрации устава общественно-политической организации отказано, поскольку не были выполнены требования Федерального закона “Об общественных объединениях“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 января 2001 года

Дело N 21-Г01-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Пирожкова В.Н.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 29 января 2001 г. дело по кассационной жалобе тхамады общественно-политической организации “Адыгэ Хасэ“ Хатажукова В.Н. на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2000 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., объяснения Х., его представителей - Х.Б. и адвоката Суворова В.К., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Министерства юстиции РФ по Кабардино-Балкарской Республике Т., возражавшего против жалобы, Судебная коллегия

установила:

тхамада (председатель) общественно-политической организации “Адыгэ Хасэ“ Х. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными решений внеочередного съезда этой организации от 11 июля 2000 г. Кроме того, им обжалованы действия Министерства юстиции Кабардино-Балкарской Республики, которым отказано в перерегистрации устава общественно-политической организации “Адыгэ Хасэ“, принятого на VI съезде этой организации, и которым зарегистрирован устав Кабардинской общественной организации “Адыгэ Хасэ“, принятый на внеочередном съезде 11 июля 2000 г.

Имеется в виду Федеральный закон “Об общественных объединениях“ от 19.05.1995 N 82-ФЗ.

В обоснование заявленных требований Х. сослался на то, что внеочередной съезд общественно-политической организации “Адыгэ Хасэ“ проведен в нарушение устава этой организации. Поэтому принятый на этом съезде устав и его регистрация в Министерстве юстиции являются незаконными. Отказ Министерства юстиции в отказе в перерегистрации устава, принятого на VI съезде общественной организации, противоречит Закону Российской Федерации “Об общественных объединениях“.

Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от
12 октября 2000 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Х. ссылается на незаконность и необоснованность постановленного судом решения. Полагает, что решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Обращаясь в суд с требованиями о признании недействительными решений внеочередного съезда общественной организации “Адыгэ Хасэ“, его председатель Х. ссылался на то, что в соответствии с уставом общественной организации внеочередной съезд мог быть созван по требованию ревизионной комиссии или не менее 1/3 членов совета Адыгэ Хасэ (устав 1988 года). Однако внеочередной съезд 11 июля 2000 г. был созван по инициативе иных лиц.

Проверяя указанный довод, суд обоснованно не согласился с ним.

В соответствии с Федеральным законом “Об общественных объединениях“ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан. Членами общественного объединения создаются его руководящие органы, они не имеют право контролировать их деятельность (ст. ст. 5 и 6).

Создавая общественную организацию “Адыгэ Хасэ“ (Совет адыгов), граждане Кабардино-Балкарской Республики кабардинской национальности в своем Уставе в качестве основных целей и задач закрепили возрождение и развитие национального самосознания, языка, культуры, обычаев, нравственных ценностей адыгов, налаживание экономических и культурных связей с соотечественниками за рубежом. “Адыгэ Хасэ“ наряду с подобными организациями адыгейцев, черкесов, абазин и причерноморских шапсугов является выразителем национальных и этнических интересов адыгов.

В связи с тем что в новом уставе, принятом на VI съезде общественной организации, изначальные цели создания этой общественной организации ее руководством были заменены политической деятельностью, члены “Адыгэ Хасэ“ вправе были требовать проведения внеочередного съезда общественной организации.

Положения устава, предусматривающие возможность созыва внеочередного съезда лишь ревизионной комиссией
и частью членов совета общественной организации, противоречат конституционному праву граждан на объединение и непосредственное решение всех вопросов в этой организации (ст. 30 Конституции Российской Федерации).

Судом также установлено, что целый ряд районных организаций “Адыгэ Хасэ“, таких как Чегемская, Баксанская, Майская, о предстоящем VI съезде общественной организации извещены не были, делегаты на этот съезд не избирались, о предполагаемых изменениях в уставе организации ее члены не знали.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что при указанных выше обстоятельствах члены общественной организации “Адыгэ Хасэ“ вправе были требовать проведения внеочередного съезда этой общественной организации.

Судом проверялся довод заявителя и о том, что внеочередной съезд проводился лицами, не имеющими отношения к этой общественной организации, и не нашел своего подтверждения.

В судебном заседании установлено, что в общественной организации данных о ее членах нет. Однако отделения “Адыгэ Хасэ“ действуют фактически во всех районах Республики.

Из материалов дела видно, что именно члены и руководители отделений общественной организации в районах стали инициаторами проведения внеочередного съезда “Адыгэ Хасэ“.

Других доводов, по которым бы ставился вопрос о признании недействительными решений, принятых на внеочередном съезде общественной организации, не заявлялось.

Суд также правильно указал, что по указанным выше основаниям не подлежат удовлетворению и требования о признании недействительной регистрации устава общественной организации, принятого на внеочередном съезде.

Следует согласиться с выводами суда и в той части, что отсутствовали основания для признания незаконными действий Министерства юстиции, отказавшего в перерегистрации устава общественно-политического движения “Адыгэ Хасэ Кабардино-Балкарской Республики“, принятого на VI съезде этой общественной организации.

Как установлено судом, в соответствии с уставом этой общественной организации она является политическим общественным объединением.

Согласно ст. 21 Федерального закона “Об общественных
объединениях“ политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке с представлением в органы юстиции необходимых документов. Регистрации подлежат также отделения этого политического общественного объединения. Однако эти требования Закона выполнены не были, что и явилось основанием для отказа в регистрации устава общественно-политического движения “Адыгэ Хасэ Кабардино-Балкарской Республики“.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Х. - без удовлетворения.