Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2001 N 11-Г01-43 В принятии жалобы на неправомерные действия народных депутатов Республики, работающих в Государственном Совете Республики на постоянной основе, отказано неправомерно в связи с тем, что в производстве суда имеется аналогичное дело, поскольку в принятии жалобы следовало отказать на основании того, что имеется вступившее в законную силу решение суда по аналогичному делу.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 июля 2001 года

Дело N 11-Г01-43

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Александрова Д.П.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании 31 июля 2001 года материал по жалобе С. и Х. на неправомерные действия народных депутатов Республики Татарстан, работающих в Государственном Совете Республики Татарстан на постоянной основе, по их частной жалобе на определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июня 2001 года, которым в принятии жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заявители обратились в Верховный Суд Республики Татарстан (РТ) с жалобой на неправомерные действия народных депутатов Республики Татарстан, работающих в Государственном Совете РТ на постоянной основе, и просили признать неправомерными их действия, поскольку 24 мая 2001 года на сессии Государственного Совета РТ из 28 депутатов, работающих на постоянной основе, рассмотрено 12 вопросов, тем самым был подменен сам представительный орган РТ - Государственный Совет, состоящий из 129 депутатов.

Такое положение противоречит ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, поскольку законы и постановления законодательный орган субъекта РФ должен принимать большинством голосов от установленного числа депутатов.

Судья Верховного Суда Республики Татарстан вынес указанное выше определение, которое обжалуют заявители.

В частной жалобе ими ставится вопрос об отмене определения судьи и рассмотрении жалобы по существу Верховным Судом Республики Татарстан и указывается на
то, что ими обжалуются действия народных депутатов РТ, работающих на постоянной основе, совершенные ими на сессии 24 мая 2001 года, а не на сессии от 22 февраля 2001 года.

Обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Заявители ранее обратились в Верховный Суд РТ с жалобой о признании неправомерными действий тех же народных депутатов РТ, которые на сессии 22 февраля 2001 года в составе 25 депутатов приняли нормативные акты и законы РТ, подменив представительный орган РТ, состоящий из 128 народных депутатов.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 11 апреля 2001 года в удовлетворении жалобы отказано.

При рассмотрении данного дела предметом исследования были действия народных депутатов РТ, работающих в Государственном Совете РТ на постоянной основе, которые в составе 25 народных депутатов, подменяя сам Государственный Совет РТ из 129 народных депутатов (представительный орган субъекта РФ), приняли постановления и законы РТ.

Те же заявители, обращаясь в суд с другой жалобой о признании неправомерными действий тех же народных депутатов на сессии от 24 мая 2001 года, указали в жалобе тот же предмет - принятие постановлений и законов РТ в составе 25 народных депутатов, работающих на постоянной основе, и те же основания - несоответствие такого положения ст. 7 приведенного выше Федерального закона, поэтому с доводом жалобы о том, что предметом спора являлись нормативные акты, принятые народными депутатами, работающими на постоянной основе, 24 мая 2001 года, а не нормативные акты, принятые 22 февраля 2001 года, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда, согласиться
нельзя, поскольку и в одном, и в другом случае заявители в обоснование жалобы (предмета требования) указывали на принятие нормативных актов не большинством народных депутатов Государственного Совета РТ, а народными депутатами, работающими в Госсовете РТ на постоянной основе, и на несоответствие данного положения ст. 7 Федерального закона (то же основание).

Принятые нормативные правовые акты в разное время предметом требования не являлись и заявителями в жалобе не указывались.

Судья, отказывая в принятии данной жалобы, сослался на п. 4 ст. 129 ГПК РСФСР, согласно которому судья отказывает в принятии заявления, если в производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В производстве суда имелось аналогичное дело, по которому 11 апреля 2001 года было вынесено решение, которое вступило в законную силу, в связи с чем ссылку на п. 4 ст. 129 ГПК РСФСР нельзя признать правильной, поэтому определение судьи подлежит отмене с вынесением нового определения об отказе в принятии жалобы по п. 3 ст. 129 ГПК РСФСР.

В соответствии с п. 3 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения сторон.

В силу ч. 3 ст. 317 ГПК РСФСР кассационная инстанция, рассмотрев частную жалобу или протест, имеет право отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3
статьи 129 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, а не пункт 3 статьи 317.

Определение в части применения процессуального законодательства (п. 4 ст. 129 ГПК РСФСР) подлежит отмене с вынесением определения об отказе в принятии заявления по п. 3 ст. 317 ГПК РСФСР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 315, 317 п. 3 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19 июня 2001 года отменить и вынести новое определение об отказе в принятии жалобы Х. и С. по п. 3 ст. 129 ГПК РСФСР.