Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2001 N 15-Г01-3 В удовлетворении заявления о признании недействующей ч. 2 ст. 6 Закона Республики Мордовия “О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия“ отказано неправомерно, поскольку оспариваемый Закон, противоречащий федеральному законодательству, не может быть признан судом действующим на основании того, что установлен переходный период для приведения законодательства субъекта РФ в соответствие с федеральным законодательством.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 февраля 2001 года

Дело N 15-Г01-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Пирожкова В.Н.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 5 февраля 2001 г. дело по кассационному протесту прокурора прокуратуры Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 15 декабря 2000 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению части второй статьи 6 Закона Республики Мордовия от 28 февраля 1997 г. (с последующими изменениями) “О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия“, предусматривающей, что Председатель Правительства Республики Мордовия может быть одновременно и депутатом законодательных органов Республики. По мнению прокурора, эта норма противоречит Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Указанным выше решением Верховный Суд Республики Мордовия в удовлетворении заявления прокурора отказал.

В кассационном протесте прокурора прокуратуры Республики Мордовия ставится вопрос об отмене решения ввиду неправильного толкования норм материального права.

Судебная коллегия доводы протеста находит обоснованными по следующим основаниям.

Суд установил, что часть вторая статьи 6 Закона Республики Мордовия “О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия“ в той части, в которой она предусматривает право Председателя Правительства Республики Мордовия быть одновременно и депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия, противоречит п. 1 ст. 12 Федерального закона “Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В то же время, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что ст. 30 указанного Закона для приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с этим Законом установлен переходной период в течение двух лет. Поэтому до 18 октября 2001 г. (время истечения двухлетнего срока со дня вступления Закона в силу) оснований для признания оспариваемой нормы недействующей не имеется.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащие федеральным законам, могут быть опротестованы прокурором в соответствующий суд. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. о проверке конституционности некоторых статей Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов.

Таким образом, ни закон, ни Конституционный Суд РФ не ставят принятие решения о признании противоречащим правового акта государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимость от приведения этого акта в течение двух лет в соответствие с Федеральным законом.

Содержащееся в ст. 30 Закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ положение о переходном периоде относится к органам, в компетенцию которых входит приведение своего законодательства в соответствие с указанным Федеральным законом.

В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены имеющимися в деле материалами, Судебная коллегия полагает возможным отменить решение, вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь п.
4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

решение Верховного Суда Республики Мордовия от 15 декабря 2000 г. отменить и постановить новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить, признать противоречащей Федеральному закону часть вторую статьи 6 Закона Республики Мордовия от 28 февраля 1997 г. (с последующими изменениями) “О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия“ в части, предусматривающей, что Председатель Правительства Республики Мордовия может быть одновременно и депутатом законодательных органов Республики Мордовия. Указанное положение Закона не действует и не подлежит применению со дня вступления решения в законную силу.