Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 30.11.2004 N КГ-А41/10911-04-П Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения о продаже земельного участка, т.к. требование об обязании органа местного самоуправления принять решение о предоставлении участка в собственность не основано на законодательстве РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 ноября 2004 г. Дело N КГ-А41/10911-04-П“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании от заявителя: П. - генеральный директор, протокол собрания N 03/04 от 05.02.04, И. - удостоверение адвоката N 1226 от 23.11.2002, рассмотрев 24 ноября 2004 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Универсам-21“ - заявителя - на решение от 20 апреля 2004 года Арбитражного суда Московской области, постановление от 24 июля 2004 года апелляционной инстанции, принятые по делу N А41-К2-827/03 по заявлению ОАО “Универсам-21“ к Администрации Ленинского района о
признании незаконным бездействия и обязании принять решение о продаже,

УСТАНОВИЛ:

по заявлению Открытого акционерного общества “Универсам-21“ о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского района Московской области в связи с непринятием решения о продаже земельного участка и обязании вынести решение о продаже земельного участка, имеющего адресные ориентиры: Московская область, Ленинский район, г. Видное, Жуковский проезд, д. 3 “А“, участок 117 Арбитражным судом Московской области вынесено решение от 30.06.2003 по делу N А41-К2-827/03 об удовлетворении требований.

Апелляционная инстанция арбитражного суда постановлением от 06.10.2003 изменила судебное решение. Признала незаконным бездействие Администрации Ленинского района по обеспечению изготовления границ земельного участка по адресу: Московская область, Ленинский район, г. Видное, Жуковский проезд, д. 3“А“ и утверждение его, по непринятию решения о предоставлении земельного участка в собственность ОАО “Универсам-21“ и в неподготовке проекта договора купли-продажи указанного земельного участка. Обязала Администрацию Ленинского района Московской области в двухнедельный срок со дня предоставления проекта границ земельного участка, находящегося по адресу: г. Видное, Жуковский проезд, д. 3“А“, принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ОАО “Универсам-21“ и направить копию решения и проект договора купли-продажи ОАО “Универсам-21“ с приложением границ земельного участка в соответствии со ст. ст. 29, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции отменил судебные акты, как вынесенные без достаточных материально-правовых обоснований, дело передал на новое рассмотрение.

Решением арбитражного суда от 20.04.2004 в удовлетворении заявления отказано.

Апелляционная инстанция арбитражного суда постановлением от 24.07.2004 оставила решение без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “Универсам-21“ указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит об отмене судебных решений и принятии нового об удовлетворении требований.

Представитель заявителя
в судебном заседании поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил, представитель Администрации Ленинского района в суд не явился.

Проверив доводы кассационной жалобы, наличие оснований, предусмотренных в ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решений, судебная коллегия не нашла жалобу подлежащей удовлетворению.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что ОАО “Универсам-21“ имеет на праве собственности нежилое здание общей площадью 3211,6 кв. м, инвен. N 2170, лит. А, объект N 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 01.06.2000 Московской областной регистрационной палатой.

Администрация Ленинского района Московской области заключила с ОАО “Универсам-21“ договор аренды земельного участка N 21-2001/ю от 03.04.2001, предметом которого является земельный участок общей площадью 1375 кв. м с кадастровым номером 50-21-14-117ю, расположенный по адресу: г. Видное, Жуковский проезд, дом 3“А“, для размещения магазина и благоустройства территории, сроком на 49 лет.

ОАО “Универсам-21“ 01.02.2002, 26.03.2002, 06.06.2002 направило Главе Администрации Ленинского района заявку на приобретение в собственность указанного земельного участка.

Рассмотрев заявку, Администрация Ленинского района письмами от 21.02.2002, 13.05.2002 сообщила заявителю, что вопрос о предоставлении участка в собственность будет решен после оплаты задолженности по арендной плате за землю.

Заявитель считает бездействие Администрации Ленинского района по непринятию решения о продаже земельного участка незаконным, не соответствующим ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и нарушающим права заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявления ОАО “Универсам-21“, арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим
лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица и на условиях, которые установлены Кодексом.

При этом под исключительным правом следует считать то, что другие лица, кроме собственников зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, права приватизации или приобретения права аренды этих земельных участков не имеют.

Администрация Ленинского района Московской области 31.01.2003 сообщила ОАО “Универсам-21“ о своем возражении относительно выкупа земельного участка, находящегося в аренде, указывая на то, что право предоставления земельных участков в собственность или в аренду остается исходя из требований Земельного кодекса Российской Федерации за муниципальным образованием.

В связи с чем довод кассационной жалобы о том, что местная Администрация не вынесла какого-либо решения по данному вопросу, необоснован.

В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.2001 N 178-ФЗ собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Таким образом, Закон обязывает собственника недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, взять его в аренду либо приобрести в собственность.

Заявителем земельный участок взят в аренду.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, а
не п.п. 5.6 статьи 36.

В п.п. 5.6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по заявлениям граждан или юридических лиц исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи, либо аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, из содержания настоящей статьи следует, что решение принимается органом лишь в случаях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В данном рассматриваемом случае орган готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен с заявителем, требование об обязании Администрации муниципального образования принять решение о предоставлении его в собственность не основано на законе.

В связи с изложенным судебные акты отмене не подлежат, кассационная жалоба отклоняется.

Заявителем к кассационной жалобе приложено платежное поручение N 45 от 19.09.2003 об уплате госпошлины в размере 500 руб. с искового заявления, подаваемого в Арбитражный суд Московской области.

На указанном документе отсутствует отметка банка о перечислении государственной пошлины в доход федерального бюджета. Выписка банка, подтверждающая уплату госпошлины с перечислением ее в федеральный бюджет не представлена, несмотря на требование об этом кассационной инстанции, которое изложено в определении от 01.11.2004 о принятии кассационной жалобы к производству. На этом основании по результатам рассмотрения кассационной жалобы государственная пошлина в размере 500 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 110,
284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20 апреля 2004 года и постановление от 27 июля 2004 года по делу N А41-К2-827/04 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО “Универсам-21“ - без удовлетворения.

Взыскать с ОАО “Универсам-21“ государственную пошлину в размере 500 руб. в доход федерального бюджета по кассационной жалобе.