Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2001 N 9-Г00-20 Об оставлении без изменения решения Нижегородского областного суда от 14.11.2000, которым было удовлетворено заявление о признании постановления Законодательного Собрания Нижегородской области “О принятии Закона Нижегородской области “Об административной ответственности за нарушения требований и условий лицензирования эксплуатации автозаправочных станций, хранения нефти и продуктов ее переработки в Нижегородской области“ от 21.09.1999 N 298, недействующим и не подлежащим применению.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 января 2001 г. N 9-Г00-20

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.

судей Корчашкиной Т.Е.

Кеба Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 9 января 2001 г. дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.09.1999 г. N 298 “О принятии Закона Нижегородской области “Об административной ответственности за нарушения требований и условий лицензирования эксплуатации автозаправочных станций, хранения нефти и продуктов ее переработки в Нижегородской области“ противоречащими Федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению

по кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2000 года,
которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Прокурор Нижегородской области обратился с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что ст. 6 названного закона предоставлено право налагать штрафы на граждан и должностных лиц начальнику и заместителю начальника отдела нефтяной инспекции Нижегородского отделения Российской транспортной инспекции. Эта норма противоречит ст. 209-2 КоАП РСФСР, установившей конкретный перечень лиц, имеющих право налагать административные взыскания, указанные в обжалованной норме закона лица не отнесены к данному перечню.

Кроме того, размеры штрафных санкций в соответствии с указанной статьей КоАП РСФСР ограничены 5-тью минимальными размерами оплаты труда, тогда как оспариваемым законом области установлены завышенные суммы штрафов.

Решением Нижегородского областного суда от 14 ноября 2000 года заявление удовлетворено: Закон Нижегородской области N 69-3 от 07.10.1999 г. “Об административной ответственности за нарушение требований и условий лицензирования эксплуатации автозаправочных станций хранения нефти и продуктов ее переработки в Нижегородской области“ признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу, постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.09.1999 г. 98 “О принятии Закона Нижегородской области “Об административной ответственности за нарушение требований и условий лицензирования эксплуатации автозаправочных станций хранения нефти и продуктов ее переработки“ недействительным и не порождающим правовых последствий со дня вступления решения в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 209-2
КоАП РСФСР дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 157-3 настоящего Кодекса вправе рассматривать и налагать административные взыскания от имени органов Российской транспортной инспекции: главный транспортный инспектор Российской Федерации и его заместители, начальники республиканских (республик в составе Российской Федерации), окружных, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских отделений Российской транспортной инспекции и их заместители - штраф на граждан и должностных лиц в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, приостановление действия специального разрешения (лицензии) или его аннулирование;

начальники филиалов отделений Российской транспортной инспекции - штраф на граждан и должностных лиц в размере до двух минимальных размеров оплаты труда; главные инспекторы органов Российской транспортной инспекции - штраф на граждан и должностных лиц в размере 0,5 минимального размера оплаты труда.

Законом Нижегородской области “Об административной ответственности за нарушения требований и условий лицензирования эксплуатации автозаправочных станций, хранения нефти и продуктов ее переработки в Нижегородской области“ в статье 6 предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматривают и налагают штрафы руководитель и заместитель руководителя Нижегородского областного отделения Российской транспортной инспекции на основании протоколов, составленных работниками отдела нефтяной инспекции Нижегородского областного отделения Российской транспортной инспекции.

Штрафы на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда могут налагать также начальники филиалов, начальник и заместитель начальника отдела нефтяной инспекции Нижегородского отделения Российской транспортной инспекции.

Из текста обжалуемого закона усматривается, что в нем расширен перечень лиц, которым предоставлено право налагать штрафы за перечисленные нарушения, однако такими полномочиями субъект Федерации не наделен. Не вправе было Законодательное Собрание и определять штрафы
в размерах, превышающих установленные вышеназванным Федеральным законом.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, наряду с федеральным законом, может действовать и закон субъекта Российской Федерации, принятый по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако этот закон не должен противоречить федеральному закону.

Так как вопросы административного и административно-процессуального законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. “к“ ст. 72 Конституции РФ), Нижегородское Законодательное Собрание имело право принять закон по вышеназванному вопросу, но этот закон не должен противоречить федеральному закону, что при принятии обжалуемого закона не выполнено.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал этот закон и постановление о его принятии не соответствующими Федеральному законодательству, оснований для отмены постановленного решения не имеется.

Руководствуясь ст., ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Нижегородской области - без удовлетворения.