Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2001 N ГКПИ2001-1560 О признании недействительным Приказа ГТК РФ от 09.06.2001 N 551 в части включения коньячного спирта молодого (код ТН ВЭД 2208 20 400 0) и коньячного спирта выдержанного (код ТН ВЭД 2208 20 890 0) в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (Приложение к Приказу).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 2001 г. N ГКПИ 2001-1560

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего

судьи Верховного Суда Редченко Ю.Д.,

при секретаре Дончило В.В.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.

и адвоката Афиногенова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ООО “Кориолла“ о признании недействительным Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 9 июня 2001 г. N 551 в части включения коньячного спирта молодого (код ТН ВЭД 2208 20 400 0) и коньячного спирта выдержанного (код ТН ВЭД 2208 20 890 0) в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (Приложение к Приказу),

установил:

ООО “Кориолла“ обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации коньячный спирт не отнесен к подакцизным товарам и, следовательно, его импорт не подлежит лицензированию.

Однако, включив коньячный спирт в Перечень алкогольной и спиртосодержащей продукции, Государственный таможенный комитет РФ тем самым установил обязанность для юридических лиц, занимающихся такой деятельностью, по получению соответствующей лицензии на ввоз указанного спирта на территорию Российской Федерации.

Полагает, что ГТК РФ фактически установил своим Приказом обязанность, не предусмотренную каким-либо федеральным законом для юридических лиц, чем нарушил их права, в том числе и заявителя.

В судебном заседании представители заявителя адвокат Афиногенов И.В., Д.Ш. и Д.З. жалобу поддержали.

Представители заинтересованных лиц Государственного таможенного комитета РФ Н., М. и Б., Министерства юстиции РФ
А., Министерства РФ по налогам и сборам Т. и И. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что коньячный спирт относится к спиртосодержащей продукции, а деятельность, связанная с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, должна осуществляться на основании лицензий, выдаваемых уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей жалобу удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 9 июня 2001 г. N 551 в целях реализации положений Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и обеспечения единообразного применения таможенными органами РФ положений законодательства РФ был утвержден Перечень алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение к Приказу), согласно которому коньячный спирт молодой и коньячный спирт выдержанный отнесены к спиртосодержащей пищевой продукции под указанными выше кодами.

В связи с отнесением коньячного спирта к спиртосодержащей пищевой продукции его ввоз на территорию Российской Федерации согласно законодательству РФ стал возможен лишь на основании соответствующей лицензии.

По утверждению представителей заявителя, отнесение коньячного спирта к спиртосодержащей пищевой продукции не основано на законе, а поэтому Приказ ГТК РФ в указанной части не может являться правомерным.

Эти утверждения представителей заявителя материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных
в их опровержение и представителями заинтересованных лиц. Более того, они не оспаривали в суде того обстоятельства, что до издания оспариваемого Приказа ввоз коньячного спирта на территорию Российской Федерации был возможен без получения на это лицензии.

Анализ содержания оспариваемого Приказа также свидетельствует о его несоответствии в указанной части действующему по этому вопросу законодательству РФ.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, Приказ ГТК РФ от 9 июня 2001 г. N 551, в части включения коньячного спирта молодого и выдержанного в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не может быть признан законным.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что вышеназванные коньячные спирты относятся к спиртосодержащей пищевой продукции, а поэтому деятельность, связанная с их оборотом, должна осуществляться на основании соответствующей лицензии, не может быть признан обоснованным.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции“ под спиртосодержащей пищевой продукцией понимается пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Из содержания приведенной нормы Закона следует, что к спиртосодержащей пищевой продукции относится только пищевая продукция, изготовленная с использованием этилового спирта.

Коньячные же спирты вырабатываются из виноградных виноматериалов без какого-либо использования этилового спирта, исходя из чего они по технологии производства, физико - химическому составу и органолептическим показателям не относятся ни к алкогольной продукции, ни к этиловому спирту. Данное обстоятельство не оспаривалось в суде и представителями заинтересованных лиц. Не оспаривается оно и Министерством РФ по налогам
и сборам в письменном отзыве на жалобу.

Следовательно, коньячные спирты по своему способу изготовления, с учетом содержащегося в законе понятия спиртосодержащей пищевой продукции (обязательное использование при ее изготовлении этилового спирта), не могут быть отнесены к спиртосодержащей пищевой продукции.

О том, что коньячные спирты не относятся к спиртосодержащей продукции, свидетельствует и ст. 181 Налогового кодекса РФ, из содержания которой следует, что подакцизными товарами признаются спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Из содержания ч. 2 ст. 1 Федерального закона “О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции“ также следует, что к спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензированию, относятся любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12 процентов, содержащегося в готовой продукции, реализуемые организациями или поставляемые по импорту и облагаемые акцизами.

Коньячные спирты акцизами при ввозе на территории Российской Федерации не облагаются и в связи с этим, согласно приведенной выше норме Закона, не могут быть отнесены к спиртосодержащей продукции.

До издания оспариваемого Приказа не относили их к такой продукции и таможенные органы РФ, о чем свидетельствует то обстоятельство, что на ввоз коньячных спиртов на таможенную территорию России лицензий не требовалось.

Утверждение представителей заинтересованных лиц о необоснованности ссылки заявителя на нормы Федерального закона “О сборах за выдачу лицензий...“ также не может быть принято во внимание, поскольку данный Закон действует и утратившим силу в установленном порядке не признан. Кроме того, положения данного Закона
в полной мере согласуются и с требованиями Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, на который ссылались при этом представители заинтересованных лиц.

Факт наличия этилового спирта в коньячных спиртах, получающегося при их изготовлении без использования произведенного этилового спирта, сам по себе не может служить основанием к отнесению их к спиртосодержащей пищевой продукции, поскольку законом они к таковой не отнесены и выделены в самостоятельный вид продукции с особыми условиями налогообложения, что нашло отражение и в Налоговом кодексе РФ.

Другие доводы, на которые представители заинтересованных лиц ссылались в суде, также не могут быть признаны состоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу ООО “Кориолла“ удовлетворить.

Признать Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 9 июня 2001 г. N 551 в части включения коньячного спирта молодого (код ТН ВЭД 2208 20 400 0) и коньячного спирта выдержанного (код ТН ВЭД 2208 20 890 0) в Перечень алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение к Приказу ГТК РФ) недействительным и не подлежащим применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.