Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2001 N ГКПИ01-1340 Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными положений пунктов 2 и 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 N 723 “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2001 г. N ГКПИ01-1340

Верховный Суд Российской Федерации в лице:

председательствующего - судьи Верховного Суда Маслова А.М.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе М.Ю. о признании незаконными положений пунктов 2 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 в редакции от 21 марта 1998 г. “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке
введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.02.93 N 124, от 25.04.95 N 414, от 21.03.98 N 332), принятым во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“, постановлено: возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей, оформлению медицинских материалов о направлении хронических алкоголиков и наркоманов на лечение, сохранив при этом за органами Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по доставлению граждан в медицинские вытрезвители и обеспечению в них общественного порядка (п. 2); установить, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел Российской Федерации продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ (п. 7).

М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, ссылаясь на то, что приведенные положения Постановления Правительства Российской Федерации противоречат федеральному законодательству: Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“ от 22 июля 1993 года N 5487-1, “О наркотических средствах и психотропных веществах“ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ, Закону “О милиции“, Правительство Российской Федерации не исполнило Постановление Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“, поручившего Совету Министров РСФСР в течение 1991 - 1992 гг. осуществить меры по передаче в ведение других органов обязанностей милиции организации работы медицинских вытрезвителей, оформление материалов о направлении хронических алкоголиков и наркоманов в лечебно-трудовые профилактории и
специальные наркологические отделения. Оспариваемое Постановление, по утверждению заявителя, создает новые правовые нормы, отсутствующие в законе, ограничивает права и свободы граждан, а по этой причине не отвечает требованиям ст. 55 Конституции Российской Федерации.

В судебное заседание М.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выступавшие по поручению Правительства Российской Федерации представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации Б. и представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации А. с жалобой не согласились, просили оставить ее без удовлетворения. Полагают, что Постановление от 17 сентября 1992 г. N 723 “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ принято Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, отвечает требованиям закона как на момент принятия, так и в настоящее время.

Исследовав доказательства по делу, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Б. и представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации А., заслушав заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Принятие оспариваемого Постановления соответствует компетенции Правительства Российской Федерации в силу Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“, основано на ст. 5 Закона Российская Федерация “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации“ от 22 декабря 1992 года N 4174-1, действовавшего во время принятия оспариваемого Постановления.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только
в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По мнению суда, принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании, направление в медицинский вытрезвитель ограничивают права гражданина и может быть применено лишь при условии, что такие меры предусмотрены федеральным законом, но не постановлением Правительства РФ, на что указывает М.Ю. в своей жалобе.

Однако нельзя согласиться в его утверждением, что оспариваемое Постановление не соответствует требованиям ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании установлено Главой 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации“ и другими.

Пункт 11 ст. 12 Закона СССР “О Советской милиции“ закреплено право милиции доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские вытрезвители.

Данное положение союзного законодательства не противоречит законодательству Российской Федерации, которое не содержит нормативных правовых актов о ликвидации медицинских вытрезвителей как учреждений.

Кроме того, направление в медицинский вытрезвитель установлено ст. 11 п. 11 Закона РФ “О милиции“, согласно которому милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания
полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ).

Доставка гражданина в медицинский вытрезвитель взаимосвязана с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. 162 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, касающегося появления в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Статья 242 того же Кодекса установила, что срок административного задержания может длиться не более трех часов, а для лица, находящегося в состоянии опьянения, этот срок исчисляется со времени его вытрезвления.

Таким образом, следует признать, что медицинские вытрезвители, куда доставляются лица при наличии оснований, перечисленных п. 11 ст. 11 Закона РФ “О милиции“, отвечают требованиям федеральных законов.

Довод жалобы о том, что данные учреждения незаконны, поскольку не предусмотрены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“, нельзя признать убедительным.

Согласно ст. 2 ч. 2 Основ к принципам охраны здоровья отнесены профилактические меры в области охраны здоровья граждан. Деятельность медицинских вытрезвителей связана наряду с пресечением административных правонарушений профилактикой алкоголизма, что входит в круг задач медицинских учреждений.

Что касается ссылки заявителя на несоответствие оспариваемого Постановления статье 54 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах“ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ, предусматривающей наркологическую помощь больным наркоманией, то это не относится к деятельности медицинских вытрезвителей. Согласно пунктам 26 и 39 Положения о медицинском вытрезвителе доставка лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, в медвытрезвитель категорически запрещена.

Из дополнительного заявления М.Ю. (л.д. 15) можно сделать вывод, что его права нормативными актами о принудительном лечении от наркомании не нарушались, доказательств тому он не привел.

Между тем ст. 13 ГК Российской Федерации
предусмотрено, что могут быть признаны судом недействительными лишь такой ненормативный, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт государственного органа, который не только не соответствующие закону или иным правовым актам, но и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина.

В настоящее время МВД Российской Федерации выполняют обязанности по руководству медицинскими вытрезвителями на основании п. 7 Структуры милиции общественной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 с изменениями от 26 июля 2001 г.). Данное Постановление действует и в установленном порядке не оспаривалось.

Верховным Судом РФ по первой инстанции ранее неоднократно рассматривались дела, касающиеся правомерности существования медицинских вытрезвителей в системе органов внутренних дел, соответствующие правовые акты признавались законными (КАС99-86, КАС01-246).

Таким образом, пункт. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 в редакции от 21 марта 1998 г. “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ соответствует федеральному закону.

Что касается пункта 7 того же Постановления, по поводу которого заявитель считает, что Правительство Российской Федерации не выполнило Постановление Верховного Совета РСФСР Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 в редакции от 21 марта 1998 г. “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ от 18 апреля 1991 г. и не осуществило передачу в ведение других органов организацию работы медицинских вытрезвителей, то суд не правомочен возложить на Правительство РФ обязанность принять какое-либо новое решение о передаче медицинских вытрезвителей в иные ведомства, а по
этой причине жалоба на п. 7 Постановления также не может быть удовлетворена. Приведенная выше ст. 13 ГК РФ предоставляет суду лишь право признать недействительным незаконный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу М.Ю. о признании незаконными пункты 2 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 в редакции от 21 марта 1998 г. “Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда