Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 15.10.2001 N ГКПИ2001-748, 2001-1265 О признании недействительным п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.10.1998 N 1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“, в части установления, что производство этилового спирта из любых видов сырья, денатурация этого спирта, а также производство спиртосодержащих растворов осуществляются по квотам только государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2001 г. N ГКПИ2001-748, 2001-1265

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Р.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Белан М.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам ФГ УП “Кировский биохимзавод“, ОАО “Тулунский гидролизный завод“, ОАО “Лобвинский биохимзавод“, ОАО “Ивдельский гидролизный завод“, КГУП “Хорский гидролизный завод“, ОАО “МИБИЭКС“, ОАО “Архангельский гидролизный завод“ о признании незаконным п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 г. N 1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“,

установил:

заявители ФГ УП “Кировский биохимзавод“, ОАО “Тулунский гидролизный завод“, ОАО “Лобвинский биохимзавод“,
ОАО “Ивдельский гидролизный завод“, КГУП “Хорский гидролизный завод“, ОАО “МИБИЭКС“, ОАО “Архангельский гидролизный завод“ обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании незаконным п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 октября 1998 г. N 1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В судебном заседании представители заявителей К., Ш., Н. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемый нормативный акт принят с превышением полномочий, предоставленных Правительству РФ.

Положения оспариваемого акта ограничивают конкуренцию на рынке товаров, свободу экономической деятельности, равенство участников гражданских правоотношений.

Представители Правительства РФ С.Е., М., О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству, принят в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает прав заявителей.

Выслушав объяснения представителей заявителей Н., К., Ш., представителей заинтересованного лица С.Е., М., О., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей, что жалобы подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Правительство Российской Федерации 6 октября 1998 г. издало Постановление N 1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ (действует в редакции Постановления Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966).

Пунктом 1 настоящего Постановления установлено, что начиная
с 1 ноября 1998 г. производство этилового спирта из любых видов сырья, денатурация этого спирта, а также производство спиртосодержащих растворов осуществляются по квотам только государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а поставка этилового спирта, произведенного из любых видов сырья, и спиртосодержащих растворов осуществляется по специальным разрешениям.

Для иных обществ квоты на производство этилового спирта из любых видов сырья, денатурацию этого спирта, а также на производство спиртосодержащих растворов предоставляются в случае, если государство в силу преобладающего участия в их уставных капиталах либо в силу иных причин имеет возможность определять решения, принимаемые обществом.

Порядок выдачи квот на производство этилового спирта из любых видов сырья и спиртосодержащих растворов, а также специальных разрешений на их поставки устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ издано во исполнение Указа Президента РФ от 6 октября 1998 г. N 1199 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“.

Указом Президента РФ от 6 октября 1998 г. N 1199 предусмотрено усиление государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из любых видов сырья и алкогольной продукции путем:

введения на предприятиях, производящих этиловый спирт из любых видов сырья, ежедневного государственного контроля за объемами его производства;

обеспечения государственного контроля за соответствием объемов приобретаемого этилового спирта и производимой из него алкогольной продукции;

введения лицензирования и квотирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации этилового спирта из любых видов сырья;

ужесточения контроля за легальностью производства и качеством реализуемой населению алкогольной продукции;

лишения лицензий на производство и реализацию алкогольной продукции организаций, не обеспечивающих условий для государственного контроля за производством
этилового спирта из любых видов сырья и алкогольной продукции.

Квотирование производства этилового спирта как один из путей усиления государственного регулирования в сфере производства этилового спирта настоящим Указом не предусмотрено.

Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, принятым Государственной Думой 17 декабря 1998 г., в статье 26 запрещает в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: производство этилового спирта без контрольных спиртоизмеряющих приборов, производство этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции без государственной регистрации наименований указанной продукции.

Производство этилового спирта, денатурация этого спирта и производство спиртосодержащих растворов по установленным квотам не указано в качестве ограничения, предусмотренного Федеральным законом, тогда как иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом. Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации“ предусматривает издание постановлений Правительства РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукций определяет, что государственный контроль за производством этилового спирта включает в себя.

Контроль за соблюдением действия лицензий на производство и оборот этилового спирта; контроль за выделением организациям квот на закупку этилового спирта, контроль за представлением деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта; контроль за соблюдением требований к оборудованию для производства этилового спирта, за соблюдением государственных стандартов и технических условий; контроль за качеством и объемом производства этилового спирта; контроль за денатурированием этилового спирта; ежегодное обследование лицензирующим органом (ст. 23).

Квотирование производства этилового спирта не названо как форма организации государственного контроля за производством этилового спирта.

Как пояснил в суде представитель
заявителей Н., на предприятиях по производству этилового спирта установлены контрольные спиртоизмеряющие приборы, имеются посты налоговых органов.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителей заинтересованного лица, что оспариваемым нормативным актом Правительство РФ в пределах своих полномочий определило формы и методы государственного контроля в сфере производства этилового спирта.

Как пояснили в суде представители ОАО “МИБИЭКС“ К. и Ш., в их предприятии государство не имеет пакета акций и фактически положения абзацев 1 и 2 п. 1 оспариваемого Постановления ограничивают конкуренцию на рынке, свободу экономической деятельности.

Коммерческие организации в силу ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Действие Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции“ распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Федеральный закон не содержит запрета осуществлять деятельность хозяйственным товариществам и обществам, не имеющим в составе своего имущества государственной доли, по производству этилового спирта.

Доводы представителя заинтересованного лица О. о том, что оспариваемый нормативный акт не имеет отношения к производителям этилового спирта, являющимся негосударственными предприятиями, и касается только вопросов управления государственной собственностью, являются несостоятельными.

Согласно абзацу 3 п. 1 Постановления правительства РФ от 6 октября 1998 г. N 1159 порядок выдачи квот на производство этилового спирта из любых видов сырья устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1292 были утверждены правила выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, действие их распространялось на всех юридических лиц.

Решением Верховного
Суда РФ от 16 мая 2001 г., вступившим в законную силу, правила выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов признаны недействительными.

Заявители также оспаривают положения правительственного Постановления, предусматривающие, что поставка этилового спирта и спиртосодержащих растворов осуществляется по специальным разрешениям. Порядок выдачи специальных разрешений на поставку этилового спирта и спиртосодержащих растворов устанавливается Правительством РФ.

Между тем действующее законодательство допускает поставки спиртосодержащей денатурированной продукции по специальным разрешениям.

Так, пп. 3 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ к операциям, освобождаемым от налогообложения, относит реализацию спиртосодержащей денатурированной продукции организациям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ при обороте этилового спирта допускает установление квот.

При таких обстоятельствах положение абзаца 3 п. 1 оспариваемого Постановления об установлении Правительством РФ порядка выдачи специальных разрешений соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителей.

Предметом судебного разбирательства по гражданскому делу ГКПИ000-1251 являлся иной нормативный акт: конкретные Правила выдачи специальных разрешений на поставку (отпуск) этилового спирта, произведенного из всех видов сырья денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов.

Требования ОАО “Тавдинский гидролизный завод“ суд оставляет без рассмотрения, т.к. заявитель свои требования не уточнил и в суд своего представителя не направил.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239(7) ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобы ФГ УП “Кировский биохимзавод“, ОАО “Тулунский гидролизный завод“, ОАО “Лобвинский биохимзавод“, ОАО “Ивдельский гидролизный завод“, КГУП “Хорский гидролизный завод“, ОАО “МИБИЭКС“, ОАО “Архангельский гидролизный
завод“ удовлетворить частично, признать недействительным п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 г. N 1159 “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966), в части установления, что производство этилового спирта из любых видов сырья, денатурация этого спирта, а также производство спиртосодержащих растворов осуществляются по квотам только государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Для иных обществ квоты на производство этилового спирта из любых видов сырья, денатурацию этого спирта, а также на производство спиртосодержащих растворов представляются в случае, если государство в силу преобладающего участия в их уставных капиталах либо в силу иных причин имеет возможность определять решения, принимаемые обществом. Порядок выдачи квот на производство этилового спирта из любых видов сырья и спиртосодержащих растворов... устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда