Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2001 N 295-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав статьей 1 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, а также статьей 48 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2001 г. N 295-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 1

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ

И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ“, А ТАКЖЕ

СТАТЬЕЙ 48 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ПЕНСИОННОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина С.В. Родионова требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“,

установил:

1. Гражданину С.В. Родионову, прослужившему в районах Крайнего Севера более 20 календарных лет и уволенному по болезни в запас, в январе 1990 года на основании Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. N 986) военным комиссариатом города Ленинграда была назначена пенсия за выслугу лет. Перерасчет пенсии в соответствии с Законом СССР от 28 апреля 1990 года “О пенсионном обеспечении военнослужащих“, а затем - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей“ (в редакции от 28 ноября 1995 года, действующей в настоящее время, - Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“), предусматривавшими повышение размера пенсии на районные коэффициенты пенсионерам из числа лиц офицерского состава на период проживания их в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, С.В. Родионову не производился, так как после 1990 года он в таких районах не проживает.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Родионов оспаривает конституционность статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ - на том основании, что отсутствие
в ней положения о распространении на военнослужащих, уволенных в запас по болезни, гарантий и компенсаций в случаях, предусмотренных этим Законом, не позволяет повысить размер его пенсии на районный коэффициент в соответствии со статьей 31 того же Закона; части второй статьи 48 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ (в редакции от 28 ноября 1995 года), как не предусматривающей возможность перерасчета пенсий с применением районного коэффициента пенсионерам, имеющим соответственно 15 и 20 календарных лет военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но выехавших из этих районов и местностей до назначения пенсии с учетом районного коэффициента. По мнению заявителя, эти нормы умаляют его право на пенсию и не соответствуют статьям 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также статье 7 Всеобщей декларации прав человека.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ уведомлял гражданина С.В. Родионова о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным в ней вопросам.

2. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ гарантии и компенсации предоставляются лишь тем военнослужащим, которые были уволены по
возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, и лишь в случаях, предусмотренных данным Законом. Право же на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента независимо от места проживания и времени обращения за пенсией, согласно статье 31 названного Закона, предоставлено лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, т.е. лицам, которым пенсия назначена по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации“.

Норма, содержащаяся в части второй статьи 48 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, была введена в действие с 1 января 1997 года и распространяется лишь на тех пенсионеров, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым пенсия с применением районного коэффициента уже была назначена.

Заявитель, утверждая, что правило части второй статьи 48 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ должно применяться ко всем пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, независимо от места их жительства и времени ухода на пенсию, фактически ставит вопрос о расширении сферы действия этой нормы по кругу лиц. Разрешение данного вопроса является компетенцией законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Кроме того, требование
об установлении такого рода льгот непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью воздействия на процессы миграции и переселения граждан-пенсионеров, вправе решать, целесообразно ли вводить правила о сохранении пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы, размера пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента, и об исчислении пенсии с учетом районного коэффициента всем без каких-либо исключений пенсионерам, имеющим соответствующую выслугу лет, но не проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Использование законодателем подобной дифференциации не может рассматриваться как нарушение закрепленного в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства либо умаление права заявителя на пенсионное обеспечение за выслугу лет в противоречие с требованием статьи 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

Т.Г.МОРЩАКОВА

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ