Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2001 N 607п01пр Приговор по уголовному делу изменен: действия осужденных переквалифицированы со ст. ст. 19, 58-14 УК РСФСР на ст. 19, ч. 1 ст. 82 УК РСФСР, так как в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у осужденных контрреволюционного умысла, направленного на ослабление власти правительства и деятельности государственного аппарата.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 августа 2001 г. N 607п01пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Радченко В.И.,

членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Каримова М.А., Меркушова А.Е., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.И. Давыдова на приговор судебной коллегии по уголовным делам Молотовского областного суда от 18 июня 1942 года, по которому

В.В., <...>, ранее неоднократно судимый, последний раз 27 марта 1942 года по ст. ст. 162 п. “в“, 192-а УК РСФСР (без указания части) на 2 года лишения свободы, срок исчислен с 17.02.42;

осужден по ст. ст. 19, 58-14
УК РСФСР на 10 лет лишения свободы с поглощением неотбытого наказания по предыдущему приговору. Срок исчислен с 18.06.42 г.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 29 июля 1942 года мера наказания снижена до 5 лет лишения свободы.

В протесте поставлен вопрос о переквалификации действий В.В. со ст. ст. 19, 58-14 УК РСФСР на ст. ст. 19, 82 ч. 1 УК РСФСР с назначением по ней 2 лет лишения свободы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Морозова Е.И. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

В.В. признан виновным в том, что, отбывая наказание в ИТК N 10 г. Чусовой, 29 марта 1942 года совместно с заключенным Л. с целью уклонения от дальнейшего отбывания наказания пытался совершить побег. Для осуществления своего замысла спрятались в ледорез на реке Чусовой. Однако их отсутствие было замечено, приняты меры к розыску. Во время задержания В.В. и Л. были ранены и побег предотвращен. Последний в тот же день умер.

Президиум считает протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Вина В.В. в попытке совершения побега помимо его признания подтверждается документами о задержании и применении оружия, показаниями свидетелей В.Т., Б., Щ.

Вместе с тем в материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что, намереваясь совершить побег, осужденный преследовал цели, направленные на ослабление власти правительства и деятельности государственного аппарата. При таких обстоятельствах его действия необоснованно квалифицированы как покушение на контрреволюционный саботаж по ст. ст. 19, 58-14 УК РСФСР. Их следует квалифицировать по ст. ст. 19, 82 ч. 1 УК РСФСР, предусматривающим ответственность за
покушение на побег из места лишения свободы.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор судебной коллегии по уголовным делам Молотовского областного суда от 18 июня 1942 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 29 июля 1942 года в отношении В.В. изменить. Его действия переквалифицировать со ст. ст. 19, 58-14 УК РСФСР на ст. 19, ч. 1 ст. 82 УК РСФСР и назначить 2 года лишения свободы.

Частично присоединить неотбытое наказание по предыдущему приговору и окончательно определить 3 года 6 месяцев лишения свободы.

В остальном судебные решения оставить без изменения.