Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11.04.2001 N 254п01пр Приговор по уголовному делу, предусмотренному ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР и ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР, отменен и уголовное дело прекращено за отсутствием в действиях осужденных состава преступления.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2001 г. N 254п01пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Радченко В.И.

членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. на приговор Вологодского областного суда от 15 октября 1939 года, по которому

К.П.П., <...>, судимый в 1930 году по ст. 109 УК РСФСР к 3 месяцам исправительно-трудовых работ,

осужден по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР к 6 месяцам исправительно-трудовых работ, по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР и по совокупности совершенных преступлений
к 6 годам лишения свободы;

К.И.П., <...>, ранее не судимый,

осужден по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР к 6 месяцам исправительно-трудовых работ, по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР и по совокупности совершенных преступлений к 5 годам лишения свободы.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 17 декабря 1939 года приговор в отношении К.П.П. оставлен в силе.

В протесте поставлен вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела производством за отсутствием в действиях осужденных состава преступления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сидоренко Ю.И. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Макарова Н.И., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

братья К. признаны виновными в том, что, будучи враждебно настроены к Советской власти и ВКП(б), систематически проводили среди населения антисоветскую агитацию: распространяли клеветнические измышления о коммунистической партии большевиков, о налоговой политике Советской власти, о колхозном строительстве, о материальном положении трудящихся в СССР, восхваляли жизнь при царском строе.

Кроме того, в декабре 1937 года пытались совершить убийство активного члена Подволоцкого сельсовета Я. Для осуществления этого замысла пытались подговорить своих родственников, но они отказались выполнить их просьбу.

Судебные постановления по делу подлежат отмене по следующим основаниям.

Высказывания осужденных, приведенные в приговоре, не содержат призывов к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а поэтому не образуют состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР.

Что касается осуждения К.П.П. и К.И.П. по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР, то они виновными себя в совершении этого преступления не признали. Свидетели К.И.И. и К.И.Д. показали, что К.И.П. во время распития спиртных напитков выражал недовольство
Я. за то, что по материалам последнего он арестовывался органами НКВД и за это грозил Я. отомстить. Предложил во время лесозаготовок свалить дерево на Я. и убить его. К.П.П. также говорил, что Я. нужно отомстить. Однако они отказались что-либо делать в отношении Я. и больше таких предложений им не поступало.

Каких-либо данных, объективно подтверждающих реальность высказываний осужденных о намерении совершить убийство Я., в деле не имеется.

Отсутствуют доказательства и того, что угрозы в адрес Я. были высказаны в целях прекращения служебной деятельности последнего или изменения ее характера в интересах осужденных.

С учетом этого следует признать, что по ч. 1 ст. 73-1 УК РСФСР К.П.П. и К.И.П. осуждены необоснованно.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 15 октября 1939 года в отношении К.П.П. и К.И.П., а в отношении К.П.П. также определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 17 декабря 1939 года отменить и уголовное дело прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления.