Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18.07.2001 N 542п01пр Приговор по уголовному делу отменен, дело производством прекращено в части осуждения по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР за отсутствием в действиях осужденного состава преступления, в части осуждения по ст. 109 УК РСФСР за недоказанностью участия в совершении преступления.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2001 г. N 542п01пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя - Лебедева В.М.

членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Радченко В.И., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. на приговор Иркутского областного суда от 9 декабря 1941 года, по которому

Ш., <...>, несудимый, работавший разъездным уполномоченным Московской фотоартели “Московский фотограф“,

осужден по ст. 109 УК РСФСР к 6 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР и по совокупности совершенных преступлений - к 10 годам лишения свободы
с конфискацией лично принадлежавшего имущества.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 4 февраля 1942 года приговор оставлен в силе.

В протесте поставлен вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела производством в отношении Ш.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нестерова В.В. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

Ш. признан виновным в том, что, находясь в следственной камере Иркутской тюрьмы в октябре - ноябре 1941 года среди заключенных проводил антисоветскую, пораженческую агитацию, восхваляя немецко-фашистскую армию, ее технику. Опровергал сведения информбюро о зверском отношении фашистов к мирному населению на захваченных территориях, клеветал на командиров Красной армии и жителей столицы г. Москвы, распространял провокационные слухи.

Кроме того, являясь разъездным уполномоченным фотоартели “Московский фотограф“, злоупотребляя служебным положением, систематически обманывал граждан, взимая с них за изготовление портретов по 35 рублей вместо 30 рублей по прейскуранту. Всего им было переполучено с населения и обращено в свою пользу 4000 рублей.

Судебные постановления в отношении Ш. подлежат отмене, а дело - прекращению по следующим основаниям.

Осужденный Ш. на предварительном следствии и в судебном заседании виновным себя в проведении антисоветской агитации не признал.

Высказывания Ш., изложенные в показаниях свидетелей Б. и других, не содержали призыва к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, поэтому дело в этой части подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава преступления.

Необоснованно Ш. осужден и по ст. 109 УК РСФСР.

Выводы о виновности Ш. в злоупотреблении служебным положением основаны исключительно на признании осужденного на предварительном следствии, не подтвержденном никакими другими свидетельскими и документальными доказательствами.

В судебном заседании и кассационной
жалобе Ш., изменив показания, не признал вину в злоупотреблении служебным положением, заявив, что он оговорил себя, испытывая страх перед следственными органами.

Ни в ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании обвинение, предъявленное Ш. по ст. 109 УК РСФСР, не было предметом тщательного исследования.

Утверждение Ш. о том, что он брал с заказчиков за изготовление портретов по 35 руб., при их стоимости по прейскуранту 30 руб., противоречит данным указанного документа, изъятого у Ш.

Согласно прейскуранту, утвержденному Мосгорпромбытсоюзом на 1939 года, стоимость “бюста“ портрета составляла 35 рублей, однако судом эти противоречия не устранены и дело в этой части подлежит прекращению за недоказанностью вины.

На основании изложенного и руководствуясь п. п. 2, 5 ст. 378 УПК РСФСР,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Иркутского областного суда от 9 декабря 1941 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 4 февраля 1942 года в отношении Ш. отменить и дело производством прекратить в части осуждения по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР за отсутствием в его действиях состава преступления, в части осуждения по ст. 109 УК РСФСР - за недоказанностью участия в совершении преступления.