Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 03.10.2001 N 830п01пр Приговор по уголовному делу изменен: действия осужденного переквалифицированы со ст. 58-14 УК РСФСР на ч. 1 ст. 82 УК РСФСР, так как в материалах дела не содержатся данные, свидетельствующие о том, что он преследовал цели, направленные на ослабление власти правительства и деятельности государственного аппарата.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2001 г. N 830п01пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующей - Сергеевой Н.Ю.

Членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. на приговор Саратовского областного суда от 20 июля 1942 года, по которому

Г., <...>, ранее судимый - в 1942 г. (более точных данных нет), по ст. 206-10 п. “а“ УК УССР на 10 лет лишения свободы,

осужден по ст. 58-14 УК РСФСР к расстрелу;

С.В., <...>, судимый 7 марта 1942 года по ст. 193-10 п. “а“ УК РСФСР
на 10 лет лишения свободы,

осужден по ст. 58-14 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Срок исчислен с 20 июля 1942 года.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 18 сентября 1942 года расстрел Г. заменен 10 годами лишения свободы с исчислением срока наказания с 20 июля 1942 года.

Уголовное дело в отношении С.В. в кассационном порядке не рассматривалось.

В протесте поставлен вопрос об изменении состоявшихся судебных решений, переквалификации действий осужденных со ст. 58-14 УК РФ на ст. 82 ч. 1 УК РФ с назначением по ней наказания в виде лишения свободы сроком на 2 года каждому, а по совокупности приговоров на 10 лет лишения свободы каждому.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

осужденные признаны виновными в том, что, отбывая наказание в 12 отделении Саратовского ИТЛ НКВД, с целью уклонения от работы и дальнейшего отбывания наказания 19 мая 1942 года, по предварительной договоренности совершили побег. Принятыми мерами в тот же день были задержаны.

Судебные постановления подлежат изменению по следующим основаниям.

Вина Г. и С.В. в совершении побега помимо их признания подтверждается документами о розыске и задержании, показаниями свидетелей К., С.М.

Вместе с тем в материалах дела не содержатся данные, свидетельствующие о том, что они преследовали цели, направленные на ослабление власти правительства и деятельности государственного аппарата. Не приведены они и в приговоре. При таких обстоятельствах действия Г. и С.В. необоснованно квалифицированы как контрреволюционный саботаж по ст. 58-14 УК РСФСР.

Они подлежат квалификации по ч. 1 ст. 82 УК
РСФСР, предусматривающей ответственность за побег из места лишения свободы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Саратовского областного суда от 20 июля 1942 года определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 18 сентября 1942 года в отношении Г. и тот же приговор в отношении С.В. изменить. Их действия переквалифицировать со ст. 58-14 УК РСФСР на ч. 1 ст. 82 УК РСФСР, назначив 2 года лишения свободы каждому.

Присоединить частично неотбытые сроки наказания по предыдущим приговорам и определить окончательно 10 лет лишения свободы каждому.