Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.08.2003 N А06-1015У-4/02 Орган местного самоуправления правомерно включил в перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, нежилые помещения, т.к. в силу Закона объекты обоснованно включены в реестр муниципальной собственности, а памятники истории и культуры местного значения, входящие в состав переданного имущества, к федеральной собственности не относятся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 августа 2003 года Дело N А 06-1015У-4/02“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Астрахани, г. Астрахань,

на решение от 25 октября 2002 г. и Постановление апелляционной инстанции от 23 апреля 2003 г. Арбитражного суда Астраханской области по делу N А 06-1015У-4/02

по заявлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации в лице председателя Комитета имущественных отношений Администрации области Поповой Н.В., г. Астрахань, к: 1) Комитету по управлению имуществом г. Астрахани, г. Астрахань, 2) Городскому Совету г. Астрахани,
г. Астрахань, 3) Государственной Думе Астраханской области, г. Астрахань, о признании частично недействительными решений,

(третьи лица: 1) Комитет по управлению государственным имуществом Астраханской области, г. Астрахань, 2) Комитет имущественных отношений Администрации области, г. Астрахань),

в судебном заседании объявлен перерыв до 1 августа 2003 г., до 10 час. 00 мин.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Комитету по управлению имуществом г. Астрахани, Городскому Совету г. Астрахани, Государственной Думе Астраханской области о признании частично недействительными решений Астраханского городского Совета народных депутатов от 11.06.92 N 102, Малого Совета Астраханского областного Совета народных депутатов от 11.08.93 N 150 в части включения в перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, нежилых помещений, находящихся на балансе маневренного фонда ЖЭК-16 г. Астрахани.

Решением Арбитражного суда от 25.10.2002 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2003 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Астрахани просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права, в иске отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 11.06.92 Астраханский городской Совет народных депутатов принял решение N 102 “Об утверждении перечня объектов народного образования, культуры, здравоохранения, спорта и коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность г. Астрахани“.

В данный перечень были включены и нежилые помещения маневренного фонда ЖЭК-16 г. Астрахани.

11.08.93 Малый Совет Областного Совета народных депутатов своим решением N 150 утвердил указанный перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что спорные объекты были необоснованно включены в реестр муниципальной собственности, нельзя признать основанным
на Законе. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 передаче в муниципальную собственность подлежали объекты, находящиеся в ведении исполнительных органов местных Советов народных депутатов.

Маневренный фонд ЖЭК-16 г. Астрахани на момент принятия оспариваемых решений (что не оспаривается истцом) находился в ведении Астраханского горисполкома, следовательно, правомерно передан в муниципальную собственность.

Доводы истца о том, что в состав переданного имущества включены памятники архитектуры местного значения, которые относятся исключительно к федеральной собственности, нельзя признать основанными на Законе.

Согласно приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения. Памятники истории и культуры местного значения в названный перечень не включены.

Отнесение ряда зданий Указом Президента Российской Федерации N 176 от 20.02.95 к памятникам федерального (общероссийского) значения само по себе не могло повлечь прекращение на него права муниципальной собственности и передачу его в федеральную собственность, поскольку ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания прекращения права собственности.

Кроме того, судами необоснованно отвергнуто заявление ответчика о применении срока исковой давности. Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.92 N 23 в редакции от 10.04.2000 к требованиям о признании недействительными актов государственных органов применяются общие сроки исковой давности. О нарушенном праве истец должен был узнать в 1993 г. Иск был заявлен в 2002 г., то есть с пропуском срока исковой давности более чем в три года, что в соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является безусловным основанием
для отказа в иске.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25 октября 2002 г. и Постановление апелляционной инстанции от 23 апреля 2003 г. Арбитражного суда Астраханской области по делу N А 06-1015У-4/02 отменить. Министерству имущественных отношений Российской Федерации в иске отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.