Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2003 N А49-5815/02-230А/13 Деятельность по охране собственности физических и юридических лиц на основе договоров, составными частями которых являются проектно-монтажные работы по оборудованию охраняемых объектов и помещений средствами охранно-пожарной сигнализации, не облагается НДС, налогами на прибыль, на пользователей автодорог и на содержание жилфонда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 июля 2003 года Дело N А 49-5815/02-230А/13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 4 по Пензенской области

на решение от 26.02.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2003 по делу N А 49-5815/02-230А/13 Арбитражного суда Пензенской области

по заявлению Отделения вневедомственной охраны при Бековском РОВД Пензенской области, р.п. Беково Пензенской области, (далее - заявитель) к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 4 по Пензенской области, г. Сердобск Пензенской
области, (далее - ответчик) о признании недействительным решения ответчика (в части),

УСТАНОВИЛ:

Решением от 26.02.2003, оставленным без изменений Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2003, первая инстанция Арбитражного суда Пензенской области требования заявителя о признании недействительным решения ответчика N 786 от 20.11.2002 в части исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1999 г. - май 2002 г. в сумме 305878 руб., налога на прибыль за 1999 г. в сумме 10251,19 руб., налога на пользователей автодорог за 1999 - 2001 гг. в сумме 3857,25 руб., налога на содержание жилфонда за 1999 - 2000 гг. в сумме 909,15 руб., пеней и штрафов по ним удовлетворила в полном объеме. При этом обе судебные инстанции исходили, в частности, из того, что, вопреки требованиям ст. 2 ГК РФ и п/п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, деятельность заявителя нельзя отнести ни к предпринимательской, ни к той, что можно назвать выручкой от реализации продукции, работ, услуг.

В кассационной жалобе с принятыми по делу судебными актами ответчик не согласился, просил их отменить, считая, что проектно-монтажные работы, оборудование объектов и обособленных помещений средствами охранно-пожарной сигнализации (далее - ОПС) не является услугами непосредственно по охране имущества собственников, и что услуги, оказываемые заявителем, не являются исключительными, которые могут оказываться только им и могут быть оказаны любыми организациями и лицами, осуществляющими частный сыск.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель с доводами, изложенными в последней, не согласился, просил оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на основания, приведенные в вынесенных по делу судебных актах.

В судебное заседание кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного
разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.

Правильность применения Арбитражным судом Пензенской области при рассмотрении настоящего дела норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов исходя из следующего.

В силу ст. 9 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 “О милиции“ подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ входят в состав милиции общественной безопасности и выполняют обязанности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества. Указанные нормы содержатся и в Положении о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 12.02.93 N 209. Кроме того, из вышеупомянутых документов усматривается, что содержание подразделений вневедомственной охраны за счет средств, поступающих на основе договоров, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду с бюджетным финансированием иных подразделений милиции, и указанные средства следует признать целевыми, ибо они расходуются в соответствии с нормами, установленными для всей системы МВД РФ на содержание вневедомственной охраны.

Также согласно п/п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Таким образом, плата, взимаемая
за охрану имущества, а также за работу по оборудованию объектов и обособленных помещений средствами ОПС, и денежные средства, полученные от реализации приборов ОПС, не могут быть отнесены к выручке от реализации продукции, работ, услуг, тем более полученной от предпринимательской деятельности (см. ст. 2 ГК РФ), а потому деятельность заявителя по охране собственности физических и юридических лиц на основе договоров, составными частями которых являются проектно-монтажные работы по оборудованию охраняемых объектов и помещений средствами ОПС, не облагается НДС, налогами на прибыль, на пользователей автодорог и на содержание жилфонда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.02.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А 49-5815/02-230А/13 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.