Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2003 N А55-9120/02-37 В иске о признании недействительными требования и решения налогового органа в части взыскания налога на пользователей автодорог в федеральный дорожный фонд и пени отказано, т.к. выводы суда соответствуют действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 февраля 2003 года Дело N А55-9120/02-37“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “АВТОВАЗТРАНС“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области N 117 от 20.09.99 и решения N 100 от 27.09.99 в части взыскания налога на пользователей автодорог в Федеральный дорожный фонд в сумме 7112155 руб. и 3170098 руб. 34 коп. пени.

Заявитель также просил суд обязать Налоговую инспекцию зачесть 5926796 руб. налога, уплаченного в счет текущих платежей в
Территориальный дорожный фонд.

Решением арбитражного суда от 02.09.2002 иск удовлетворен частично. Требование и решение налогового органа признаны недействительными. Заявление в части обязания производства зачета оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2002 решение оставлено без изменения.

Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что начисление пеней является неправомерным, так как Законом не был установлен срок уплаты налога на пользователей автодорог. Требование об уплате налога направлено с нарушением срока, предусмотренного ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, его содержание не соответствует положениям ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому и вынесенное на его основании решения являются недействительными.

В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС Российской Федерации N 2 по Самарской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, вывод судов о том, что срок уплаты налога на пользователей автодорог не был законно установлен, противоречит определению Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от 04.07.2002 “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО “Энергомаш“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Налоговой инспекцией 21.09.99 в адрес ОАО “АВТОВАЗТРАНС“ было направлено требование об уплате налогов N 117 от 20.09.99, которым Обществу было предложено в срок до 23.09.99 уплатить 5919296,81 руб. налогов и пени, в том числе налог на пользователей автодорог, зачисляемый в Федеральный дорожный фонд в сумме 7112155 руб. и 3170098,34 руб. пени.

В связи с тем, что требование в
установленный срок не было исполнено налоговым органом 27.09.99 принято решение N 100 о взыскании задолженности с расчетных счетов Предприятия.

Вывод судов о том, что требование и решение налогового органа в части налога на пользователей автодорог, подлежащего уплате в Федеральный дорожный фонд, являются недействительными, нельзя признать основанным на Законе.

Удовлетворяя требование налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа в части начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, суды ссылались на то, что Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фонах в Российской Федерации“ срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, в связи с чем начисление пеней за несвоевременную уплату налога, по мнению суда, является незаконным.

Между тем судами не принято во внимание следующее.

Согласно ст. 2 названного Закона порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Верховным Советом Российской Федерации.

Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 “О введении в действие Закона РСФСР “О дорожных фондах в РСФСР“ был разработан Порядок образования использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, который утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1. Это Постановление было принято в соответствии с законодательной процедурой, действовавшей во время его принятия, в силу чего утвержденный им Порядок признается надлежащим актом законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 10 указанного Порядка налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 Федеральным законом от 26.05.97 N 82-ФЗ, порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда
Российской Федерации определяется Федеральным законом.

В проверяемый период продолжал действовать утвержденный упомянутым Постановлением Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, который входит в систему налогового законодательства Российской Федерации, поэтому при начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в названный Фонд налоговый орган действовал правомерно.

Не может также судебная коллегия согласиться с выводом о недействительности требования и решения ввиду нарушения налоговым органом положений ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 23, 44 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать законно установленные налоги в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность налогоплательщика по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на его счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. п. 1, 2 и 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

В п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.

Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит указаний о последствиях нарушения налоговым органом названных сроков. Данные сроки
пресекательными не являются.

Несвоевременное направление требования об уплате налога не входит в перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налога или сбора (п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, направление налоговым органом требования об уплате задолженности с нарушением сроков, установленных ст. 70 Кодекса, при наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не может служить основанием для признания недействительным решения налогового органа об обращении взыскания налогов, пени на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на его счетах в банках.

В требовании N 117 от 22.09.99 содержатся сведения о сумме налога и пени, указаны срок, в который их следует уплатить, основания взимания налога - ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, меры, которые могут быть приняты в случае неисполнения требования.

Решение N 100 от 27.09.99 принято в пределах 60-дневного срока, предусмотренного ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.09.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 04.11.2002 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9120/02-37 о признании недействительными требования Межрайонной ИМНС Российской Федерации N 2 по Самарской области N 117 от 20.09.99 и решения N 100 от 27.09.99 по налогу на пользователей автодорог подлежащего уплате в Федеральный дорожный фонд отменить.

ОАО “АВТОВАЗТРАНС“ в иске в этой части отказать.

В остальной части решение и Постановление оставить без изменения.

Взыскать с ОАО “АВТОВАЗТРАНС“ в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.