Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2003 N А12-7986/02-С6 Дело по иску о возмещении расходов истца, возникших в связи с предоставлением лекарственных средств бесплатно или со скидкой и не компенсируемых субсидиями, поступающими из федерального бюджета, передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 января 2003 года Дело N А 12-7986/02-С6“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Михайловки, г. Михайловка,

на решение от 13.09.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 15.11.2002 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-7986/02-С6

по иску Муниципального предприятия “Аптека N 199“, г. Михайловка, к Администрации г. Михайловки, г. Михайловка, Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, третьи лица: Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Управление федерального казначейства Российской Федерации по Волгоградской области, г.
Волгоград, - о взыскании 465883 руб. 64 коп. долга,

УСТАНОВИЛА:

Исковые требования заявлены на основании условий договора от 14.06.2001 N 5 о льготном обеспечении лекарственными средствами населения г. Михайловки и мотивированы тем, что первым ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства по возмещению стоимости лекарственных средств, отпущенных по рецептам бесплатно и с 50-процентной скидкой населению г. Михайловки.

Определением от 27.08.2002 Арбитражный суд Волгоградской области привлек Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, и Управление федерального казначейства Российской Федерации по Волгоградской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Решением от 13.09.2002, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2002, тот же суд иск удовлетворил за счет Администрации г. Михайловка со ссылкой на ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В иске к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области суд отказал.

При этом суд установил обязанность первого ответчика возместить расходы истца по предоставлению льгот за счет собственных доходов.

В кассационной жалобе Администрация г. Михайловки просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.

По мнению заявителя, спорный договор предусматривает обязанность первого ответчика возмещать стоимость лекарственных средств из средств федерального бюджета, поступающих во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Сумма, перечисленная первому ответчику Управлением федерального казначейства МФ Российской Федерации по Волгоградской области для указанных целей, была перечислена истцу.

Местным бюджетом на 2001 г. не предусмотрены расходы на оплату стоимости лекарственных средств, отпущенных бесплатно или с 50-процентной скидкой.

В отзывах на кассационную жалобу МУП “Аптека N 199“ и Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области просят решение оставить без изменения.

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность оспариваемых судебных
актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.95 N 181-ФЗ к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся, в том числе, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Согласно п. 4 Постановления от 30.07.94 N 890 Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

На основании ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) совместно за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов, в том числе обеспечение социальной защиты населения.

В силу ст. 309, п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями Закона, иных правовых актов.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Между тем материалы дела не содержат данных об исполнении государственными органами субъекта Российской Федерации обязанностей, отнесенных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ к их компетенции.

В материалах дела отсутствуют бюджеты Волгоградской области и г. Михайловки на 2001 г.,
а также данные о финансировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации программы в области социальной защиты инвалидов.

Суд, удовлетворяя исковые требования за счет Администрации г. Михайловки, исходил из условий договора от 14.06.2001, в соответствии с которым Администрация г. Михайловки (первый ответчик) обязалась возмещать стоимость отпущенных МУП “Аптека N 199“ (истец) по рецептам лекарственных средств бесплатно или с 50-процентной скидкой из бюджетных средств, поступающих на исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (п. 1.1 договора).

Однако из материалов дела следует, что денежные средства, полученные первым ответчиком из федерального бюджета во исполнение указанного Закона, перечислены истцу в полном объеме.

Следовательно, исковые требования заявлены о возмещении расходов истца, возникших в связи с предоставлением лекарственных средств бесплатно или со скидкой и не компенсированных субсидиями, поступающими из федерального бюджета.

Между тем судом не исследовано, кем и в каком порядке обеспечивается финансирование расходов по предоставлению льгот сверх предоставленного из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах судебные акты не являются обоснованными и подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.09.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 15.11.2002 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-7986/02-С6 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.