Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2002 N А57-2958/02-3 Дело по иску о возмещении расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг связи направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 октября 2002 года Дело N А57-2958/02-3“

(извлечение)

ОАО “Саратовэлектросвязь“ обратилось с иском к Управлению федерального казначейства Министерства Российской Федерации по Саратовской области и Министерству финансов Саратовской области о взыскании 3789 руб. 15 коп. в качестве возмещения расходов по предоставлению льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в период с 1998 г. по 2001 г.

До принятия решения истец в порядке ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет иска и просил взыскать с ответчика убытки
в размере 3789 руб. 15 коп.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2002 с казны Российской Федерации в лице Федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области в пользу истца взыскано 3396 руб. 15 коп. убытков, в остальной части иска отказано. Решение мотивировано тем, что согласно ст. 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 предусмотрено, что Главное управление Федерального казначейства МФ РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанным Законом льгот. Истцом предоставлены льготы в виде 50-процентной оплаты за пользование телефоном гражданам, пользующимся льготами согласно указанному Закону, в период с 1998 г. по 2001 г. Поскольку ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по требованиям за период с 1998 г. по февраль 1999 г., во взыскании 393 руб. отказано.

Определением апелляционной инстанции того же суда от 11.06.2002 в качестве ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2002 решение изменено, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 3396 руб. 15 коп. Постановление мотивировано тем, что доказательств производства Министерством финансов Российской Федерации ежемесячных авансовых перечислений средств федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.91, не имеется.

В кассационной жалобе заявитель - Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов,
- просит Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2002 изменить, взыскать сумму убытков за счет средств казны Саратовской области с Министерства финансов Саратовской области. При этом заявитель ссылается на то, что бюджетные ассигнования на возмещение расходов по предоставлению льгот учитывались при утверждении проекта федерального бюджета на 1999, 2000, 2001, 2002 годы в суммах дотаций, направляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

До принятия Постановления судебной коллегией был объявлен перерыв в заседании до 15.00 часов 30.10.2002.

Проверив законность и обоснованность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости их отмены и передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При принятии решения и Постановления судебные инстанции исходили из положений п. 2 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 24.04.96. Однако п. 7 указанного Порядка предусматривает, что расходы за счет средств федерального бюджета, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, могут регулироваться при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что денежные средства на возмещение расходов за предоставление льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, были учтены при утверждении проекта федерального бюджета на 1999, 2000, 2001, 2002 годы в суммах дотаций, направляемых бюджету Саратовской области в качестве финансовой
помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации надлежащим образом судом не проверены.

Заявителем были представлены сведения о том, какие суммы поступили в Саратовскую область из Федерального фонда финансовой поддержки в качестве дотаций (л. д. 83). Сведений о том, куда были направлены эти средства, Министерством финансов Саратовской области не представлено.

Заявитель также ссылается на то, что ст. 21 Закона Саратовской области “О бюджете Саратовской области на 1999 г.“ N 375-3СО от 30.12.98 было предусмотрено финансирование расходов по выполнению Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, а разделом 6 Постановления Правительства Саратовской области от 04.12.2000 N 123-П “О Программе развития средств электросвязи в Саратовской области на 2001 - 2005 гг.“ также утверждены расходы по предоставлению льгот по оплате услуг связи лицам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС. Судом не исследован ни сам факт утверждения указанных расходов данными нормативными актами, ни источники их финансирования, ни реальное исполнение.

При таких обстоятельствах решение и Постановление подлежат отмене, поскольку фактические обстоятельства дела с достаточной полнотой не установлены, а выводы суда не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует предложить Управлению Федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области представить дополнительные доказательства включения денежных средств на возмещение расходов по предоставлению льгот пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС в суммы дотаций (трансфертов), направленных из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в Саратовскую область. Министерству финансов Саратовской области следует предложить представить сведения о расходовании поступивших согласно справке (л. д.
83) сумм дотаций в 1999 - 2001 гг.

Суду следует также исследовать доводы заявителя о том, что выделение средств федерального бюджета на эти цели подтверждается ст. 21 Закона “О бюджете Саратовской области на 1999 г.“ и разделом 6 Постановления Правительства Саратовской области от 04.12.2000 N 123-П.

В зависимости от представленных доказательств и их оценки в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду надлежит разрешить спор с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.04.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 15.08.2002 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2958/02-3 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе, кассационную жалобу удовлетворить в части.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.