Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2002 N А55-1160/02-24 Дело по иску к Комитету по управлению имуществом о понуждении ответчика заключить договор купли - продажи нежилого помещения направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом спорных обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 мая 2002 года Дело N А 55-1160/02-24“

(извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, изучив кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Самары

на решение от 11.02.2002 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-1160/02-24

по иску Открытого акционерного общества “Самарская швейная фабрика“, г. Самара, к Комитету по управлению имуществом г. Самары о понуждении ответчика заключить договор купли - продажи нежилого помещения площадью 672,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. М.Горького,13А, определив стоимость
выкупа помещения равной 263359 руб. 68 коп.,

УСТАНОВИЛА:

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2002 иск удовлетворен.

Суд обязал ответчика заключить договор купли - продажи помещения на условиях проекта, представленного истцом, с учетом условия о цене выкупаемого имущества, определяемой в соответствии с требованием программы приватизации муниципальных предприятий в г. Самаре, утвержденной Постановлением Главы г. Самары N 347 от 03.03.94.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Самары ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на противоречие Постановления Главы Администрации г. Самары N 347 от 03.03.94 действующему законодательству о приватизации, после вступления в действие Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, и в удовлетворении исковых требований отказать.

Законность решения от 11.02.2002 проверена в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда ввиду неполного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Судом установлено, что между истцом и Фондом имущества г. Самары был заключен 27.04.93 договор N 79 купли - продажи основных и оборотных средств, находящихся по адресу: г. Самара, ул. М.Горького,13А, на основании которого ОАО “Самарская швейная фабрика“ 20.05.93 выдавалось свидетельство N 254, удостоверяющее право собственности на указанное имущество.

Поскольку ОАО “Самарская швейная фабрика“ выкупило имущество предприятия, а нежилое помещение занимало и пользовалось им на основании перезаключенных договоров аренды N 8/5 от 12.03.93, N 08006 от 28.01.97, N 963138А от 04.10.2000, N
963474А от 27.08.2001, заключенных с Комитетом по управлению имуществом г. Самары, Фабрика в соответствии с п. 5.14.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, имеет исключительное право приобретения в собственность (или долгосрочной аренды сроком не менее 15 лет) нежилого помещения, которым фактически пользовалась в процессе своей уставной деятельности.

Заявление о выкупе нежилого помещения подано ОАО “Самарская швейная фабрика“ 02.03.2001, то есть после вступления в действие Федерального Закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“.

Исходя из смысла п. 2 ст. 4, п. 3 ст. 26, п. 4 ст. 31 названного Федерального закона ограничение размера выкупной стоимости зданий, строений, сооружений при выкупе муниципального имущества, установленное п. 4.9 Основных положений, после вступления в законную силу данного Федерального закона применению не подлежит.

Согласно упомянутому Федеральному закону порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 26); не предусмотрено нормативного регулирования стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества, а потому муниципальное образование вправе решать этот вопрос самостоятельно исходя из установленного им порядка и условий приватизации муниципального имущества.

Учитывая, что правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие указанного Федерального закона, суд не вправе был при определении выкупной стоимости помещения руководствоваться программой приватизации муниципальных предприятий в г. Самаре, утвержденной Постановлением Главы Администрации г. Самары N 347 от 03.03.94, поскольку в ней размер выкупной цены устанавливался аналогично ее размеру по п. 4.9 Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94.

Тем более что 01.06.2001 в г. Самаре была принята новая местная программа приватизации муниципального имущества с учетом Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“.

Согласно ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа Закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с Законом.

При данных обстоятельствах обжалуемое судебное решение не может быть признано обоснованным, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 (3), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 11.02.2002 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-1160/02-24отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.