Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.04.2002 N А12-9761/01-С28 Суд правомерно признал недействительными решение и предписание Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, т.к. ответчик не доказал факта доминирующего положения истца на рынке, что население, использующее сжиженный газ, может приобрести его только у истца и последний навязывает невыгодные для потребителя цены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 апреля 2002 года Дело N А 12-9761/01-с28“

(извлечение)

Решением суда первой инстанции от 17.09.2001 г. по иску ОАО “Волгоградгоргаз“ признаны недействительными решение от 07.06.2001 г. и предписание N 284 от 07.06.2001 г. Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия, которыми истцу предписано прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции о ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Обжалуемым Постановлением апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела данное решение оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Территориальное управление
просит об отмене состоявшихся судебных актов и отказе в иске, указывая, что истец занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженного газа населению по регулируемым ценам в границах г. Волгограда, он является единственной газораспределительной организацией, приобретающей сжиженный газ на оптовом рынке у Предприятия “СТ-Транс“ по регулируемым ценам для реализации населению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.

По делу установлено, что истец - ОАО “Волгоградгоргаз“ согласно Уставу от 29.01.2001 г. является газоснабжающей организацией, занимающейся, в том числе, транспортировкой газа населению г. Волгограда.

Письмом от 04.05.2001 г. N 622 истец был предупрежден Волгоградской базой сжиженного газа “СТ-ТРАНС“ о повышении оптовой цены на сжиженный газ с 10 мая 2001 г. до 2 640 руб. за тонну (л. д. 13), что повлекло повышение цены за 1 кг указанного газа, реализуемого населению, до 9 руб. 06 коп.

Комиссия Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия усмотрела в действия истца по повышению цены на сжиженный газ нарушение антимонопольного законодательства.

В оспариваемом решении Комиссии указано, что истец реализует газ населению не по тарифам, утвержденным регулирующим органом, а по свободной, установленной на основании внутреннего Приказа с 10 мая 2001 г., цене за газ в размере 9 руб. 06 коп.

Истцу выдано предписание о прекращении в течение 5 дней реализации газа по ценам, отличным от установленных Постановлением Региональной энергетической комиссии Волгоградской области от 31.01.2001 г. N 2/2.

Пунктом 1 указанного Постановления розничная цена за 1 кг газа установлена в размере 5 руб. с учетом норм потребления, определяемых исполнительными
органами местного самоуправления, в газовых баллонах - из расчета 4 кг на 1 человека в месяц.

Пунктом 2 Постановления предусмотрен отпуск газа сверх указанного выше количества по свободным розничным ценам, формируемым исходя из экономически обоснованных затрат и рентабельности не выше 20% к собственным затратам.

Признавая решение Комиссии и предписание антимонопольного органа недействительными, судебные инстанции указали, что ответчик не доказал факта доминирующего положения ОАО “Волгоградгоргаз“ на рынке, что население, использующее сжиженный газ, может приобрести его только у истца и последний навязывает невыгодные для потребителя цены.

Данный вывод суда следует признать обоснованным.

Согласно ст. 53 АПК РФ при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Из имеющихся в деле материалов усматривается, что реализацией сжиженного газа населению, помимо истца, могут заниматься и другие хозяйствующие субъекты, приобретающие его у Волгоградской базы сжиженного газа “СТ-Транс“. Истец не является единственным предприятием, занимающимся данным видом деятельности. В частности, списком потребителей - юридических лиц, сотрудничающих с указанной выше Базой от 11.02.2002 г., подтверждается, что База отпускает сжиженный газ 48 предприятиям.

Данное обстоятельство не было принято во внимание и не проверено антимонопольным органом при вынесении оспариваемого решения, что является нарушением требований ст. 4 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. Согласно этой норме признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим зависит от его доли на рынке определенного товара.

Ответчиком доля ОАО “Волгоградгоргаз“ на рынке реализации сжиженного газа в установленном Законом порядке не выявлена.

На основании и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного
суда Волгоградской области от 17.09.2001 г. и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 20 - 21.02.2002 г. по делу N А 12-9761/01-с28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.