Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.02.2002 N А55-12654/01-30 Предприятия - работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных физическим лицам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 февраля 2002 года Дело N А 55-12654/01-30“

(извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2001

и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 26.11.2001

по иску Администрации Клявлинского района Самарской области к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области о признании решения частично недействительным,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Клявлинского района Самарской области обратилась
с иском в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании действий Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области неправомерными по взысканию штрафа в сумме 9 550 руб.

До принятия решения истец в порядке ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просит признать недействительным решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области N 06-27/20 от 07.08.2001 в части взыскания штрафа в сумме 9 550 руб.

Решением от 24.09.2001 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Администрации Клявлинского района Самарской области.

Постановлением от 26.11.2001 апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, признав выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

В кассационной жалобе Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области просит отменить вынесенные по делу судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы указывает, что в нарушение судом ст. 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения не указаны доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательство, на которое ссылаются стороны.

Заявитель жалобы считает, что неприменение судом ст. 12, п. 1 и п. 2 ст. 13, п. 1 и п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ привело к неправильному рассмотрению дела, поскольку в положениях данных статей никак не выделяются основания для выплаты предпринимателям дохода - за труд или реализованные товары.

Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил п. 5 ст. 20 вышеуказанного Закона, поскольку положения данной статьи распространяются на предприятия, выплачивающие доходы физическим лицам
не по месту основной работы, то есть в связи с гражданско - правовыми отношениями - реализацией товаров, работ и услуг.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о подоходном налоге за период с 01.06.99 по 31.12.2000.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Закона РСФСР “О подоходном налоге с физических лиц“ Администрацией не представлены в налоговый орган сведения о выплаченных доходах частным предпринимателям по товарным и кассовым чекам за приобретенный товар, о чем составлен акт N 01-05/27-ДСП от 10.07.2001.

На основании данного акта налоговым органом принято решение N 06-27/20 от 07.08.2001 о привлечении Администрации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган сведений, предусмотренных налоговым законодательством, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ на 531 человек на сумму 26 550 руб.

Администрация обжалует вышеуказанное решение налогового органа в части взыскания налоговых санкций в сумме 9 550 руб. за непредставление сведений о суммах, выплаченных 191 предпринимателю за приобретенный товар в их торговых точках по кассовым и товарным чекам.

Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования Администрации, сослались на п. 5 ст. 20 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“, сделав вывод о том, что истец для этих предпринимателей работодателем не является, труд предпринимателей
не использовал, подоходный налог не удерживал, поэтому сведения об их доходах в налоговый орган представлять не должен.

Судебная коллегия находит данный вывод судов правильным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Согласно п. 5 ст. 20 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода.

Из содержания данного положения Закона следует, что предприятие как работодатель выплачивает доход, удерживает подоходный налог и подает сведения в налоговый орган на физическое лицо, с которым у него трудовые отношения согласно Кодексу законов о труде Российской Федерации.

Между тем материалами дела подтверждено, что в данном случае основанием для привлечения Администрации к ответственности явились не данные о выплаченных доходах физическим лицам, а первичные бухгалтерские документы (товарные и кассовые чеки), подтверждающие факт покупки у частных предпринимателей товаров.

Доказательств наличия трудовых отношений между Администрацией и частными предпринимателями налоговым органом, согласно ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Таким образом, между Администрацией и физическими лицами, являющимися частными предпринимателями, возникли не трудовые отношения, а гражданско - правовые отношения по купле - продаже товара, при которых у Администрации не возникает обязательств как налогового агента по начислению, удержанию и перечислению подоходного налога с данных лиц, а также по представлению в налоговый орган сведений о доходах.

Следовательно, решение налогового органа о привлечении Администрации к налоговой ответственности по данным основаниям является неправомерным.

При таких обстоятельствах
у судебных инстанций не было правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Администрации.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы, изложенные налоговым органом в кассационной жалобе, поскольку налоговым органом в данном случае дается неправильное толкование Закона, а нарушение судом норм процессуального права судебной коллегией не установлено.

Поэтому судебная коллегия считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 26.11.2001 по делу N А 55-12654/01-30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.