Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2001 N А12-1798/01-С17 Введение поправочных коэффициентов при определении количества принятой абонентами энергии не предусмотрено ни действующим законодательством, ни договором.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 октября 2001 года Дело N А 12-1798/01-С17“

(извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Волгоградгоргаз“, г. Волгоград,

на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2001 г.

по иску Открытого акционерного общества “Волгоградгоргаз“, г. Волгоград, к Территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия, г. Волгоград, о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа,

3-е лицо - Региональная
энергетическая комиссия Волгоградской области, г. Волгоград,

УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество “Волгоградгоргаз“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании недействительным решения и предписания N 229 от 20.12.2000 г.

Решением от 06.03.2001 г. иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2001 г. решение арбитражного суда отменено, в иске ОАО “Волгоградгоргаз“ отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Волгоградгоргаз“ просит отменить Постановление апелляционной инстанции, указывая, что применение поправочного коэффициента для вычисления фактического объема потребленного газа основано на действующих нормативных актах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия для ее удовлетворения оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, что Территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия предписанием N 229 от 20.12.2000 г. ОАО “Волгоградгоргаз“ предписано прекратить изменять в одностороннем порядке условия договоров, заключенных с абонентами (бытовыми потребителями газа); с момента получения решения по делу при заключении договоров на снабжение газом с абонентами (бытовыми потребителями газа), имеющими газовые счетчики, предупреждать их о возможной корректировке показаний счетчиков, не имеющих специальных корректоров; никакими способами самостоятельно не устанавливать розничную цену на газ, реализуемый населению, а также не изменять в ином порядке установленный Региональной энергетической комиссией Волгоградской области тариф на газ, реализуемый населению.

Отказывая в иске о признании недействительными указанных решения и предписания, апелляционная инстанция правильно исходила из того, что введение ОАО “Волгоградгоргаз“ в одностороннем порядке специального повышающего коэффициента 1,05 для учета расхода газа по приборам учета, не имеющим корректора, нарушает охраняемые Законом права и интересы потребителей
газа.

Согласно ст. 26 Федерального закона “О газоснабжении в Российской Федерации“ организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе навязывание потребителям газа условий договора, не относящихся к предмету договора, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Статья 5 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещает действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов физических лиц.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что ОАО “Волгоградгоргаз“, являясь субъектом естественной монополии, был не вправе установить повышающий коэффициент, является правильным.

Кроме того, в договорах между истцом и абонентами (бытовыми потребителями газа) последним вменено в обязанность производить оплату газа по показаниям газового счетчика, а при его отсутствии - расчетным путем по мощности газовых приборов.

Данное положение соответствует ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 г. N 162.

Введение поправочных коэффициентов при определении количества принятой абонентами энергии не предусмотрено ни действующим законодательством, ни договором.

Правовых оснований к отмене или изменению Постановления апелляционной инстанции не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2001 г. по делу N А 12-1798/01-С17-V/С23 оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Волгоградгоргаз“ - без удовлетворения.

Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу с момента его принятия.