Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.09.2001 N А06-569У-11/2001 Средства, полученные от деятельности по охране объектов, не подлежат налогообложению, поскольку деятельность не относится к предпринимательской.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 сентября 2001 года Дело N А06-569У-11/2001“

(извлечение)

Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел Харабалинского района обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Харабалинскому району Астраханской области о признании незаконными действий должностных лиц инспекции по отказу в возврате излишне уплаченных в бюджет налогов. Истец также просил обязать ответчика возвратить из бюджета 18 021 руб. излишне уплаченных налоговых платежей.

Решением арбитражного суда от 20.06.2001 г. иск удовлетворен со ссылкой, что средства, полученные отделом охраны от деятельности
по охране объектов, не подлежат налогообложению, поскольку такую деятельность нельзя отнести к предпринимательской.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Харабалинскому району Астраханской области просит решение суда отменить как не основанное на законе.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, истец письмом N 29/105 от 13.04.2001 г. обратился в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Харабалинскому району Астраханской области о возврате из бюджета излишне уплаченных в период с 1998 г. по 2000 г. налогов на прибыль, пользователей автодорог, на содержание объектов жилищного фонда и целевого сбора на содержание милиции, всего 18 021 руб. 26 коп. Письмом, поступившим истцу 25.04.2001 г., в возврате налогов фактически было отказано. В дальнейшем, при рассмотрении спора в суде, отказ в возврате налогов ответчик мотивировал тем, что услуги отделов охраны, полученные по договорам охраны, являются услугами коммерческого характера, и соответственно доход, полученный от такой деятельности, подлежит обложению налогами на общих основаниях.

При этом налоговым органом не учтено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Согласно Закону РФ “О дорожных фондах в РФ“ налог на пользователей автодорог уплачивают организации, учреждения, предприниматели, исходя из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Согласно подпункту “г“ п. 1 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и
объектов социально - культурной сферы является объем реализованной продукции (работ, услуг).

В соответствии с п. 5 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ расходы по оплате целевых сборов относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Из изложенного следует, что объект обложения указанными налогами непосредственно связан с результатами предпринимательской деятельности организаций. Деятельность же отделов вневедомственной охраны по охране объектов к таковой отнесена быть не может.

Согласно ст. 35 Закона РФ “О милиции“ финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. Внебюджетные средства используются для улучшения материально - технического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке, определяемом Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии с положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 г. N 589, основными задачами вневедомственной охраны являются охрана имущества собственников на основе договоров, участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания. Вневедомственная охрана, в соответствии с возложенными на нее задачами, обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами и
собственниками; организует и проводит научные исследования, опытные конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации; осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт, проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах; организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации; участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.

Пунктами 10 и 11 этого Положения установлено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающим по договорам от собственников. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами. Фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80% от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещают убытки от крупных краж и пожаров.

Принимая во внимание изложенное, а также особенности правового положения вневедомственной охраны, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что средства, полученные отделом вневедомственной охраны по договорам об охране имущества, не
являются доходом от предпринимательской деятельности, то есть отсутствует объект налогообложения для исчисления налогов на прибыль, пользователей автомобильных дорог, содержание жилищного фонда и целевых сборов.

Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.06.2001 г. по делу N А06-569у-11/2001 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.