Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.1999 N А55-95/98-17 Органы власти не вправе принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных субъектов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 декабря 1999 года Дело N А55-95/98-17“

(извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских / административных и иных правоотношений, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Самарского территориального Управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.99 г. и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.09.99 г.

по иску Самарского территориального Управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, к мэрии г. Тольятти и Открытому
акционерному обществу “Тольяттинская энергетическая компания“, г. Тольятти, о признании недействительным Постановления мэра г. Тольятти N 1194-1/09-97 от 02.09.97 г. “О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти“,

УСТАНОВИЛА:

Решением от 24.06.99 г. суд первой инстанции Арбитражного суда Самарской области в иске Самарскому территориальному Управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, отказал. При этом суд сослался на то, что спорное Постановление органа местного самоуправления не ущемляет интересы хозяйствующих субъектов или граждан в сфере энергоснабжения.

Постановлением от 15.09.99 г. апелляционная инстанция указанное решение оставила без изменения, признав выводы суда законными.

В кассационной жалобе Самарское территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, просит отменить вынесенные по делу акты и принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорное Постановление нарушает один из важнейших принципов гражданского законодательства - принцип свободы договора, установленный ст. ст. 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивая тем самым самостоятельность хозяйствующих объектов, что запрещено ст. 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

При проверке законности принятых по делу судебных актов в соответствии со ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено следующее.

Истец, Самарское территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, обратился с исковым заявлением о признании недействительным Постановления мэра г. Тольятти N 1194-1/09-97 от 02.09.97 г. “О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти“, полагая, что оспариваемое
Постановление ограничивает самостоятельность хозяйствующих объектов, что противоречит ст. 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Самарское территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рассмотрело дело N 44 от 26.12.97 г. о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по заявлению Муниципального предприятия тепловых сетей, содержащего жалобу на действия мэра г. Тольятти, утвердившего Постановлением от 02.09.97 г. N 1194-1/09-97 Положение о новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти, которое ограничивает самостоятельность хозяйствующих объектов, что является нарушением ст. 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Мэр г. Тольятти принял Постановление N 1194-1/09-97 от 02.09.97 г., утвердившее Положение о новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций г. Тольятти.

Согласно п. 1 Положения оно действует на территории Центрального и Комсомольского районов и касается расчетов за тепловую энергию, производимую МПТС Центрального и Комсомольского районов, а также котельными, принадлежащими АО “Поволжское“, АО “ВАЗинтерсервис“, Опытному заводу СМиК и АО “Судо - Волга“.

Положением установлена новая система взаиморасчетов между поставщиками газа, теплоэнергии, их потребителями, и Муниципальное предприятие “Тольяттинская городская компания“ собирает денежные средства, поступающие от потребителей теплоэнергии и распределяет их между поставщиками газа, теплоэнергии. По Положению участники взаиморасчетов должны расторгнуть действующие договоры и заключить новые договоры в соответствии со схемами, приложенными к Положению Приложения N N 3, 4.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению
договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, Законом или добровольно принятым обязательством.

Постановлением от 09.04.98 г. N 550-1/04-98 мэр г. Тольятти внес изменения в Постановление N 1194-1/09-97 от 02.09.97 г. “О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти“, согласно которому Муниципальное предприятие “Тольяттинская городская компания“ заменено на ОАО “Тольяттинская энергетическая компания“.

Следовательно, спорное предприятие ограничивает деятельность предприятий, т.е. ограничивает самостоятельность хозяйствующих объектов, обязывая поставщиков газа и тепла изменить заключенные договоры.

Кроме того, п. 8 Положения предусматривает утверждение и регулирование органом самоуправления тарифов на теплоэнергию предприятий, не являющихся муниципальной собственностью, что противоречит ст. 31 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и ст. ст. 2, 6 Федерального закона “О регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в Российской Федерации“.

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих объектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Выводы суда о том, что новая система взаиморасчетов, установленная указанным положением, существенно улучшила качество теплоснабжения Центрального и Комсомольского районов, ничем не обоснованы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия выводы суда первой и апелляционной инстанции считает ошибочными.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.99 г. и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.09.99 г. по делу N А 55-95/98-17 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

Признать
недействительным Постановление мэра г. Тольятти N 1194-1/09-97 от 02.09.97 г. “О новой системе взаиморасчетов за газ и тепловую энергию в сфере жилищно - коммунального хозяйства и бюджетных организаций города Тольятти“.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.