Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.11.1998 N А55-43/98-1 Не являются налоговыми нарушениями технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налогового органа, однако при этом налогоплательщик не освобождается от уплаты пени за несовременную уплату налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 ноября 1998 года Дело N А55-43/98-1“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Самарский хлебный лабазъ“ обратилось в Арбитражный суд Самарский области к Государственной налоговой инспекции по Промышленному району г. Самары о возврате из бюджета денежных средств в сумме 90 руб. 40 коп., списанных по инкассовому поручению N 25279 от 03.02.98.

В обоснование иска указывается, что на основании п. 13 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины“ технические ошибки при составлении и
расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов об ошибках, не являются налоговыми нарушениями, следовательно, не попадают под действие ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“.

Списание пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 90 руб. 40 коп. ответчиком произведено в нарушение указанной нормы.

Решением от 28.04.98 иск удовлетворен со ссылкой на Указ Президента РФ от 08.05.96 N 685 и письмо Госналогслужбы РФ N ПВ-6-09/45 от 28.06.96.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.98 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Государственная налоговая инспекция по Промышленному району г. Самары просит отменить Постановление апелляционной инстанции, указывая, что п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П разъяснено, что пени не являются мерами ответственности за налоговые нарушения, а представляют собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда и Постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене.

Законность решения суда первой инстанции проверяется в соответствии со ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела усматривается, что Закрытое акционерное общество “Самарский хлебный лабазъ“ представило в Государственную налоговую инспекцию по Промышленному району г. Самары уточненный расчет по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 1997 г. на сумму 1674 руб., доначисленная сумма налога перечислена 20.11.97.

Инкассовым поручением N 25279 от 03.02.98 ответчиком произведено списание пеней в сумме 90 руб. 40 коп. за задержку уплаты налога.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с п. 3 ст. 11 и п/п. “в“
п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога. В случае задержки уплаты налога с налогоплательщика взыскивается пеня за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты задержанной суммы налога.

Пунктом 13 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины“ определено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.

Однако в данном случае, налоговой инспекцией на истца наложены не финансовые санкции за совершение налогового правонарушения, а взысканы пени за задержку уплаты налога.

В пункте 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П указывается, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно невнесенного налога (недоимки) законодатель вправе добавит дополнительный платеж - пеню - как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Выводы судебных инстанций о том, что названное Постановление неприменимо к данному спору, нельзя признать правильным, поскольку в нем содержатся выводы Конституционного Суда Российской Федерации не только по отдельным нормам, но и имеются суждения, относящиеся к налоговому законодательству в целом. Определение пеней как дополнительного платежа - компенсации потерь государственной казны - относится к таковым.

При таких данных письмо Госналогслужбы РФ N ПВ-6-09/450 от 28.06.96, на которое сослался суд, к спорным правоотношениям
применению не подлежит.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.98 и Постановление апелляционной инстанции от 26.06.98 по делу N А55-43/98-1 отменить.

Закрытому акционерному обществу “Самарский хлебный лабазъ“ в иске к Государственной налоговой инспекции по Промышленному району г. Самары о возврате из бюджета 90 руб. 40 коп. отказать.

Взыскать с Закрытого акционерного общества “Самарский хлебный лабазъ“ в доход Федерального бюджета 83 руб. 48 коп. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.