Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2002 N 72-о01-25 Приговор по делу о покушении на убийство оставлен без изменения, так как судом правильно установлено наличие особо опасного рецидива в действиях осужденного и принято решение о назначении ему наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК РФ, но с учетом требований ч. 3 ст. 66 УК РФ, предусматривающей назначение наказания за неоконченное преступление.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2002 г. N 72-о01-25

Председ. Суд. коллегии обл. суда: С.С. Дондоков

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Вячеславова В.К. Судей Верховного Суда РФ Дубровина Е В. и Линской Т.Г. Рассмотрела в судебном заседании от 14 марта 2002 года дело по кассационной жалобе осужденного А. на приговор Читинского областного суда от 17 мая 2001 года, которым

А. <...>, судимый 30 июня 1998 г. по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 11 годам и 6 месяцам лишения свободы, -

при установлении в действиях особо опасного рецидива осужден: по ст. ст. 30 ч. 3 и 105
ч. 2 п. “н“ УК РФ с применением ст. 68 ч. 2 УК РФ и на основании ст. 66 ч. 3 УК РФ к 15 (пятнадцати) годам лишения свободы; по совокупности приговоров на основании ст. 70 УК РФ, с присоединением частично присоединить не отбытое наказание по предыдущему приговору к 17 (семнадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Линской Т.Г., заключение прокурора Смирновой Е.Е. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия

установила:

А. осужден за покушение на убийство С., совершенное неоднократно т.е. умышленное причинение смерти другому человеку, неоднократно.

Преступление совершено на территории Учреждения ЯГ-14/5 г. Читы при обстоятельствах изложенных в приговоре.

В судебном заседании А. признал себя виновным частично, но в неоднократно.

Преступление совершено на территории Учреждения ЯГ-14/5 г. Читы при обстоятельствах изложенных в приговоре.

В судебном заседании А. признал себя виновным частично, но в судебном заседании отказался от дачи показаний.

В кассационной жалобе А. просит об отмене приговора. Он утверждает, что в период расследования дела он вынужденно оговорил себя под воздействием противозаконных мер. оказанных на него со стороны администрации колонии. Полагает, что потерпевший и свидетели дали ложные показания. По мнению А. вопрос о его психической полноценности не был исследован с достаточной полнотой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы осужденного, судебная коллегия не усматривает оснований к ее удовлетворению.

Вина А. в совершении им покушения на убийство С. подтверждены собранными по делу доказательствами, которые были исследованы в судебном заседании и правильно оценены судом в совокупности.

Из показаний потерпевшего С. усматривается, что с А. он неоднократно отбывали наказание в разных колониях, в том числе и
в Учреждении ЯГ-14/5. Он не испытывал к А. ни дружеских, ни неприязненных чувств. В день возникновения между ними конфликта - 21 января 2001 г. он был старшим дневальным отряда. В этот день, около 20 часов, когда он лежал в своей комнате на диване, к нему зашел А., который нанес ему удар ножом в грудь. Когда он обернулся, он увидел А., державшего над ним нож. При этим А. сказал: “Так надо“. Он понял, что А. пришел его убивать и принял меры к самозащите. Однако А., удерживая его за одежду, продолжал наносить ему удары ножом в грудь, спину и другие части тела. Потом ему выскочить в коридор, где в это время находился осужденный В. В. попытался пресечь действия А. и обезоружить его. Когда он стал убегать от А., тот стал преследовать его, догнал около лестнице и нанес его и нанес еще один удар в спину. После того, как он забежал в помещение отряда, и укрылся в комнате старшего дневального Н.И., там ему стало плохо.

Указанные показания потерпевшего обоснованно признаны достоверными, поскольку при проверке они были объективно подтверждены другими доказательствами, в том числе, полно приведенными в приговоре показаниями свидетелей В., Н., Н.А., М., Н.И., К., П., А.М., Ш., Г., Ж.

Обоснованно суд сослался в подтверждение вины осужденного и на его показания, данные им в период расследования дела. Из показаний данных А. в период следствия видно, что в день происшествия С., к которому он испытывал личную неприязнь, был старшим дневальным отряда в связи с тем, что ему стало известно о том, что С. распространяет о нем
слухи, унижающие его человеческое достоинство. Кроме того, вернувшись из больницы в отряд, он узнал, что его спальное место на нижнем ярусе по распоряжению С., занял другой осужденный. Эти действия С. им были восприняты, как очередное оскорбление, поэтому решил убить его. Для исполнения указанного умысла он решил использовать заточенную металлическую пластину. 21 января 2001 г. около 20 часов узнав, что С. находится в своей комнате один, он вошел к нему в комнату. С. лежал на диване, и он нанес ему заостренной металлической пластиной удары по его телу. Сопротивление со стороны С. он пытался подавить, удерживая его за одежду, продолжая наносить ему удары ножом. В процессе борьбы они вышли в коридор. В это время там оказался дневальный отряда N 9 В., который стал оттаскивать его от С., пытаясь обезоружить его. В этот момент С. сумел вырваться от него, и он стал убегать. Он стал преследовать С., чтобы довести свой замысел до конца. С. удалось скрыться в отряде, поэтому он прекратил его преследование, так как понял, что ему не удастся осуществить умысел на убийство С. Наличие умысла на убийство потерпевшего А. подтвердил в присутствии адвоката при допросе его в качестве обвиняемого.

При проверке материалов дела судебной коллегией не было выявлено обстоятельств, которые давали бы основание признать обоснованными доводы жалобы осужденного о применении в отношении него противозаконных мер. Все показания осужденного были проверены в судебном заседании и правильно оценены в совокупности с другими материалами дела.

В подтверждение вины осужденного суд обоснованно сослался в приговоре на данные, зафиксированные в протоколе осмотра места происшествия, протоколах выемки и осмотра
одежды А., в актах судебно-медицинской и судебно-биологической экспертиз.

Не может судебная коллегия согласиться и с доводами жалобы осужденного о неполной исследованности вопроса о его психической полноценности. Из материалов дела видно, что в отношении А. была проведена судебно-психиатрическая экспертиза комиссией в составе компетентных врачей. В акте данной экспертизы приведено подробное обоснование выводов о вменяемости А. на момент инкриминируемого ему деяния. После исследования в стадии судебного следствия представленных доказательств, в том числе и заключения вышеуказанной экспертизы, суд обоснованно согласился с заключением экспертизы о вменяемости осужденного.

При решении вопроса о квалификации преступления, суд обоснованно пришел к выводу о том, что покушение на убийство было совершено на почве личной неприязни к потерпевшему и неоднократно, как лицом судимым за умышленное убийство. О наличии у осужденного умысла на убийство свидетельствует сам характер его действий, характер и локализация телесных повреждений и орудие преступления. Не вызывает сомнения обоснованность выводов суда в той части, что умысел на убийство осужденным не был осуществлен по причинам не зависящим от его воли.

Назначенное А. наказание соответствует тяжести совершенного им преступления и данным характеризующим его личность.

Правильно в соответствии со ст. 18 ч. 3 п. “в“ УК РФ в действиях А. установлено наличие особо опасного рецидива и принято решение о назначении ему наказания по правилам ст. 68 ч. 2 УК РФ, но с учетом требований ст. 66 ч. 3 УК РФ, предусматривающей назначение наказании за неоконченное преступление. Вопрос о назначении А. места отбывания лишения свободы решен судом в соответствии с требованиями ст. 58 ч. 1 п. “г“ УК РФ. Поэтому оснований к изменению приговора в этой части
судебная коллегия также не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 332 и 339 УПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

приговор Читинского областного суда от 17 мая 2001 года в отношении А. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.