Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2002 N 87-Г02-9 Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 10 статьи 6, абзаца 5 статьи 8, статьи 23 Закона Костромской области “Об энергосбережении на территории Костромской области“ от 06.12.1999 (в редакции Закона области от 10.12.2001) удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые положения областного Закона в части установления администрацией области видов экономических льгот, порядка их применения в области энергосбережения противоречат федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 сентября 2002 года

Дело N 87-Г02-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Еременко Т.И.,

Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 19 сентября 2002 года дело по заявлению прокурора Костромской области о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 10 статьи 6, абзаца 5 статьи 8, статьи 23 Закона Костромской области “Об энергосбережении на территории Костромской области“ от 6 декабря 1999 года (в редакции Закона области от 10.12.2001) по кассационной жалобе губернатора Костромской области на решение Костромского областного суда от 1 августа 2002 года, которым постановлено: признать противоречащими федеральному закону абзац 10 статьи 6, абзац 5 статьи 8, статью 23 Закона Костромской области “Об энергосбережении на территории Костромской области“ от 06.12.1999 (в редакции Закона от 10.12.2001) в части слов “льгот“ и считать в этой части указанные положения Закона не действующими со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя администрации по доверенности Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Костромской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 10 статьи 6, абзаца 5 статьи 8, статьи 23 Закона Костромской области от 06.12.1999 “Об энергосбережении на территории Костромской области“ (в редакции Закона области от 10.12.2001).

В обоснование требований прокурор сослался на
то, что абзацем 10 статьи 6, статьей 23 Закона области определено, что виды экономических льгот и санкций в сфере энергосбережения, порядок их введения и отмены устанавливает глава администрации области, а статьей 8 Закона к ведению региональной комиссии в сфере энергосбережения отнесено исполнение утвержденного администрацией области порядка применения экономических льгот и санкций.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 03.04.1996 “Об энергосбережении“ потребителям и производителям электрических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, предоставляется льгота в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации данный предмет регулирования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1999 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по вопросам совместного ведения собственное правовое регулирование. Однако после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Аналогичное положение содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1998 года N 145-О.

Ф.И.О. Закон “Об энергосбережении“ принят и дано поручение Правительству РФ разработать порядок предоставления льгот. Тот факт, что такой порядок Правительством Российской Федерации не определен до настоящего времени, не является основанием для того, чтобы администрация области самостоятельно устанавливала
виды экономических льгот, порядок их введения и отмены в сфере энергосбережения.

Соглашение между Правительством Российской федерации и администрацией области по передаче части своих полномочий по данному вопросу не подписывалось.

В заявлении об уточнении требований прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству абзац 10 статьи 6 и статью 23 Закона области в части наделения администрации области правом устанавливать виды экономических льгот, порядок их введения и отмены. Абзац 5 статьи 8 - в части отнесения к ведению Региональной энергетической комиссии исполнения утвержденного администрацией области порядка применения экономических льгот.

Имеется в виду Федеральный закон “Об энергосбережении“.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и уточнил их, просил признать оспариваемые положения областного Закона противоречащими федеральному законодательству в части слов “льгот“, ссылаясь на то, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок предоставления льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов, как это предусмотрено ст. 14 Федерального закона “Об энергоснабжении“. Поэтому Законом Костромской области главе администрации не может быть предоставлено право устанавливать виды экономических льгот, порядок их введения и отмены до принятия соответствующего Постановления Правительством Российской Федерации.

Представитель Костромской областной Думы и представитель администрации Костромской области заявление прокурора Костромской области не признали.

Представители Региональной энергетической комиссии администрации Костромской области требования прокурора признали, пояснили, что до определения Правительством Российской Федерации порядка предоставления льгот производителям и потребителям энергетических ресурсов администрация области не вправе устанавливать какие-либо льготы на свое усмотрение.

По делу постановлено указанное выше решение.

Губернатор Костромской области подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Статья 72 Конституции Российской Федерации определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к ним относится, в частности, и область использования энергетических ресурсов.

В силу п. 2, п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 20.05.2002) по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Суд указал в решении, что Закон Костромской области “Об энергосбережении на территории Костромской области“
принят 6 декабря 1999 года после издания Федерального закона “Об энергосбережении“ от 03.04.1996, в связи с чем принятый субъектом Российской Федерации закон должен соответствовать принятому федеральному закону.

Как видно из дела, абзацем 10 статьи 6 Закона Костромской области предусмотрено, что администрация области в пределах своей компетенции устанавливает виды экономических льгот и санкций, порядок их введения и отмены. Абзацем 5 статьи 8 к ведению Региональной энергетической комиссии в сфере энергосбережения отнесено исполнение утвержденного администрацией области порядка применения экономических льгот и санкций. Статьей 23 Закона области право устанавливать виды экономических льгот и санкций в сфере энергосбережения, порядок их введения и отмены, предоставлено главе администрации Костромской области.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 03.04.1996 потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При таком положении суд правильно пришел к выводу о том, что заявление прокурора о том, что оспариваемые положения областного Закона в части установления видов экономических льгот, порядка их применения в области энергосбережения противоречат федеральному законодательству, подлежит удовлетворению.

Суд правильно указал в решении, что ссылка на п. 6 ст. 14 Федерального закона от 03.04.1996 не может быть принята судом во внимание, поскольку в нем идет речь об определении тарифов на электрическую и тепловую энергию, а не о предоставлении льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов, что относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и лишь Правительство Российской Федерации вправе определить порядок предоставления льгот потребителям и производителям энергетических
ресурсов.

При таком положении довод в жалобе о том, что суд неправильно применил нормы материального права, нельзя признать состоятельным.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Костромского областного суда от 1 августа 2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Костромской области оставить без изменения.