Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2004 N А44-2788/04-С15 Удовлетворяя требование о признании недействительным решения ИМНС в части наложения на ОАО, являющееся правопреемником ФГУП, штрафа на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление предприятием как налоговым агентом сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, суд указал, что на момент вынесения инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности ФГУП реорганизация последнего была завершена, а значит, общество не обязано отвечать за данное правонарушение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2004 года Дело N А44-2788/04-С15“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Гусевой А.Н. (доверенность от 02.03.04 N 11/3-36), рассмотрев 19.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.06.04 по делу N А44-2788/04-С15 (судья Пестунов О.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании
незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - инспекция) от 30.01.04 N 11-23/01 в части привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и наложения штрафа в размере 7350 руб.

Решением суда от 04.06.04 удовлетворено заявление общества в части наложения штрафа 7350 руб.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, на момент принятия решения ФГУП “Октябрьская железная дорога“ не было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, поэтому инспекция правомерно привлекла его к налоговой ответственности.

Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, что инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет обществом подоходного налога и налога на доходы физических лиц, а также своевременности и полноты представления в налоговый орган сведений о выплаченных гражданам суммах за период с 01.01.01 по 31.12.01. Выплаты производились бывшим работникам общества в виде материальной помощи.

По результатам проверки инспекция составила акт от 15.01.04 N 11-23/01 и приняла решение от 30.01.04 N 11-23/01 о привлечении общества к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения по статье 126 НК РФ в виде штрафа в размере 7350 руб.

Согласно акту проверки общество в нарушение пункта 5 статьи 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц“ (далее - Закон N 1998-1) и пункта 2 статьи 230 НК РФ не представило в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных физическим лицам за 2001 год. В связи с этим инспекция привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

В соответствии со статьей 20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы, и об удержанных суммах налога.

По смыслу данной нормы обязанность представлять сведения о доходах возложена законодателем на работодателей.

Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов (пункт 1 статьи 24 НК РФ).

В ходе проверки установлено, что общество не представило в инспекцию сведения о доходах физических лиц за 2001 год по 147 случаям выплат.

Выплаты в виде материальной помощи производились обществом бывшим работникам в связи с выходом на пенсию. Суммы выплат во всех случаях
составляли не более 2000 руб.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что общество такие сведения за 2001 год в установленный срок не представило.

Таким образом, инспекция правомерно привлекла общество к ответственности по статье 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Довод общества о том, что оно не является налоговым агентом, обоснованно признан судом неправомерным.

Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение инспекции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.

В названной норме отсутствует указание о том, что правопреемник после завершения реорганизации отвечает за налоговые правонарушения, допущенные реорганизованным юридическим лицом, и к нему (правопреемнику) может быть применена налоговая ответственность за эти налоговые правонарушения.

В данном случае к обществу не может быть применена ответственность на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ (за непредставление справок о доходах физических лиц) за правонарушения, допущенные в 1999 - 2001 годах реорганизованным юридическим лицом.

23.09.03 зарегистрировано юридическое лицо - открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (свидетельство о государственной регистрации от 23.09.03 серии 77 N 007105126). В качестве филиала ОАО “Российские железные дороги“ выступает Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги (Положение о филиале от 29.09.03).

Распоряжением Министерства имущества Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации
и Министерством путей сообщения Российской Федерации от 30.09.03 N 4557-р/6-р/884 был утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО “Российские железные дороги“.

Федеральным законом от 07.07.03 N 115-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и дополнения в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ дополнен статьей 9.3 следующего содержания: “Правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Кодекса, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта“.

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.

Поскольку сводный передаточный баланс утвержден 30.09.03, то, соответственно, с этой даты обязанности ФГУП “Октябрьская железная дорога МПС РФ“ по уплате налогов, пеней, штрафов исполняются ОАО “Российские железные дороги“.

Решение по материалам налоговой проверки Новгородской дистанции пути принято инспекцией 30.01.04, то есть на момент, когда соответствующие полномочия были переданы ОАО “Российские железные дороги“.

Из Положения о Санкт-Петербургском отделении
Октябрьской железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“ и Перечня структурных подразделений, входящих в состав отделения, видно, что Новгородская дистанция пути является структурным подразделением ОАО “Российские железные дороги“ с 30.09.03.

В нарушение статей 69, 70, 100 НК РФ материалы налоговой проверки, а также требование об уплате налоговых санкций направлялись инспекцией неуполномоченному лицу - ФГУП “Октябрьская железная дорога МПС РФ“. Решением от 30.01.04 N 11-23/01 к ответственности привлечено также ФГУП “Октябрьская железная дорога МПС РФ“, что является в силу указанных норм ошибочным.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправомерном привлечении общества к ответственности за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, признан кассационной инстанцией обоснованным.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому у кассационной инстанции нет оснований для их переоценки и отмены решения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.06.04 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2788/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

ХОХЛОВ Д.В.