Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2002 N 18-Г02-20 В удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии, отказавшей в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, отказано правомерно, так как количество недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке, превышает установленный законом предел.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 ноября 2002 года

Дело N 18-Г02-20

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Меркулова В.П.,

Маслова А.М.

рассмотрела в судебном заседании от 22 ноября 2002 года гражданское дело по заявлению М., Б., И. об отмене решения окружной избирательной комиссии Мостовского одномандатного избирательного округа N 17 Краснодарского края от 28 октября 2002 года об отказе М. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва по кассационной жалобе М. на решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2002 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением окружной избирательной комиссии Мостовского одномандатного избирательного округа от 28 октября 2002 года N 17 М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва в связи с превышением установленной предельной доли недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке. М., И. и Б. обратились в суд с заявлением об отмене названного решения и обязании зарегистрировать М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края. В подтверждение требований указали, что избирательная комиссия незаконно исключила из подсчета подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписей и в сведениях об избирателях. Все представленные подписи избирателей соответствуют действительности и могут быть подтверждены.

М. решение комиссии считала незаконным и в связи с тем, что она не была уведомлена о
дате проведения проверки избирательной комиссией в паспортно-визовой службе правильности оформления подписных листов. Отказ в регистрации кандидатом в депутаты, по ее мнению, вызван предвзятым отношением к ней окружной избирательной комиссии.

Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе М. Протокол окружной комиссии от 28 октября 2002 года М. считает незаконным, поскольку ни она, ни ее доверенное лицо не присутствовали при проверке в паспортно-визовой службе. Закон “О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края“ N 102-КЗ от 17 октября 1997 года имеет грубые ошибки, не дает определения “недостоверность подписей“, что предоставляет комиссии возможность считать недостоверной подпись при орфографической ошибке или каком-либо исправлении.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материал, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 19 сентября 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года) порядок составления списка избирателей устанавливается настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Пунктом 4 ст. 32 названного Закона предусмотрено, что федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации должна предусматриваться процедура проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списка кандидатов), причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов, от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, предельная величина которой устанавливается
федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не может быть менее 10 и более 20 процентов от количества проверенных подписей, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов) количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов).

Законом Краснодарского края “О выборах в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края“ от 17 октября 1997 года N 102-КЗ предусмотрено, что в случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует проверку подписных листов. Причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного в п. 4 настоящей статьи необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки. При обнаружении среди проверяемых подписей 15 процентов и более недостоверных подписей избирателей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.

Судом установлено, что М. представила в окружную избирательную комиссию 56 подписных листов с 1289 подписями избирателей. Проверено было 256 подписей избирателей, признаны недостоверными 84 подписи избирателей, что составляет 32 процента и превышает предельно допустимый процент недостоверных подписей (15 процентов).

При таком положении суд обоснованно признал правильным решение окружной избирательной комиссии от 28 октября 2002 года N 30 об отказе М. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания края.

Судом были тщательно проверены доводы заявителей о незаконном исключении из подсчета 86 подписей избирателей, но они подтверждения не нашли. Необоснованность этих доводов отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, поэтому отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих
законность решения суда первой инстанции.

Ни федеральным законодательством, ни законом Краснодарского края не предусмотрена обязанность избирательной комиссии обеспечить участие кандидатов или их представителей в проверке правильности сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах, проводимой паспортно-визовой службой. Поэтому не могла служить поводом к удовлетворению требования заявителей ссылка на то, что ни М., ни ее представители не участвовали в проверке, проводимой паспортно-визовой службой.

Доводы кассационной жалобы о том, что Закон “О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края“ от 17 октября 1997 года имеет неточности, не свидетельствуют о незаконности решения суда. Положения названного Закона, примененные при разрешении настоящего дела, не противоречат Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и обоснованно положены судом в основу решения об отказе в удовлетворении требования заявителей.

Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 28 октября 2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Судьи

В.П.МЕРКУЛОВ

А.М.МАСЛОВ