Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2002 N 49-Г02-79 В принятии заявления о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении правосудия отказом в принятии исковых заявлений и жалоб и отказом в удовлетворении кассационных жалоб, отказано правомерно, поскольку истцы фактически обжалуют действия судей, связанные с осуществлением правосудия, которые подлежат обжалованию в ином судебном порядке.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 сентября 2002 года

Дело N 49-Г02-79

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Харланова А.В.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 24 сентября 2002 г. частную жалобу С. и К. на определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2002 г. об отказе в принятии искового заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. и К. обратились в суд с иском к Верховному Суду Республики Башкортостан о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении правосудия, отказом в принятии исковых заявлений и жалоб и отказом в удовлетворении их кассационных жалоб.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан 1 апреля 2002 г. в принятии искового заявления отказано на основании п. 7 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР.

В частной жалобе К. и С. ставится вопрос об отмене определения судьи по мотиву его незаконности.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены определения судьи не находит.

Из содержания искового заявления следует, что К. и С. фактически обжалуют действия судей, связанные с осуществлением правосудия, которые подлежат обжалованию в ином судебном порядке. Кроме того, в законодательном порядке не урегулирован вопрос об основаниях и порядке возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями суда (судьи), а также их бездействием, не урегулированы подведомственность и подсудность дел применительно к случаям, когда вина судьи установлена не приговором суда. К
подсудности Верховного Суда Республики Башкортостан заявленные требования не отнесены.

С учетом указанных обстоятельств у судьи имелись основания для отказа в принятии искового заявления, однако не по п. 7 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР, а на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР.

В частной жалобе отсутствуют ссылки на конкретные нормы закона, которые свидетельствуют о незаконности определения суда.

Довод о том, что судья Верховного Суда Республики Башкортостан Д. не вправе была выносить обжалуемое определение, не основан на законе.

Руководствуясь ст. ст. 311, 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

исключить из определения суда ссылку на п. 7 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР, дополнив указанием об отказе в принятии заявления на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР, в остальной части определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2002 г. оставить без изменения, а частную жалобу К. и С. - без удовлетворения.