Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2002 N 88-Г02-2 В удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению п. п. 2.6 и 2.8 Положения “О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“, утвержденного постановлением первого заместителя главы администрации Томской области от 02.09.1998 N 310, отказано правомерно, поскольку оспариваемые положения приняты в соответствии с федеральным законодательством и в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 января 2002 года

Дело N 88-Г02-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 25 января 2002 г. по кассационному протесту прокурора Томской области на решение Томского областного суда от 21 ноября 2001 г. дело по заявлению и.о. прокурора Томской области о признании недействующими и не подлежащими применению п. п. 2.6 и 2.8 Положения “О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“, утвержденного постановлением первого заместителя главы администрации Томской области от 2 сентября 1998 года N 310.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., не согласившейся с протестом и полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением первого заместителя главы администрации Томской области N 310 от 2 сентября 1998 года было утверждено Положение “О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“, в соответствии с которым плата за совершение указанных действий вносится наличными деньгами в кредитные учреждения, в кассу регистрационного центра (за исключением филиалов) либо перечисляется со счета плательщика на расчетный счет регистрационного центра. Прием кредитными учреждениями и регистрационным центром платы осуществляется во всех случаях с выдачей квитанций установленного образца (п.
2.6). Плата зачисляется на счет регистрационного центра. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“ 5% полученных средств перечисляются на счет Министерства юстиции Российской Федерации; остальные средства в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 N 20-ФЗ, от 12.04.2001 N 36-ФЗ) регистрационным центром используется в соответствии со сметой исключительно на создание, поддержание и функционирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Томской области, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав (п. 2.8).

И.о. прокурора Томской области обратился в суд с заявлением о признании указанных норм противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с 1 января 2000 года, указывая на то, что они противоречат федеральному бюджетному законодательству. В соответствии со ст. ст. 1 и 10 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“, п. 4 ст. 41, п. 3 ст. 55, ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные платежи, как неналоговые доходы, должны поступать в бюджет субъекта Российской Федерации.

Решением Томского областного суда от 21 ноября 2001 г. заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.

В кассационном протесте прокурора Томской области поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В
соответствии с п. “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В силу ч. ч. 1 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 131 ГК РФ 21 июля 1997 года был принят Федеральный закон N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, в соответствии с ч. 1 ст. 11 которого система государственной регистрации прав создается за счет платы за регистрацию и за предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников.

Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в целях создания механизма государственных гарантий рынка недвижимости, обеспечения защиты конституционных прав собственников, формирования консолидированного банка данных о правах на недвижимость, установления взаимодействия регистрирующих и налоговых органов для оперативного начисления и взимания налогов на имущество и пополнения доходной части бюджетов определил специальный статус органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с данным Федеральным законом во всех субъектах Российской Федерации образованы органы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В целях обеспечения специального статуса и финансовой независимости учреждений юстиции по регистрации прав законодатель установил целевое использование средств, полученных в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах. Согласно
ч. 3 ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ средства, полученные в виде платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав. Иное использование указанных средств, в том числе их зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации, законом не предусмотрено.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 части 2 статьи 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, а не пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Обжалуемое постановление было принято первым заместителем главы администрации Томской области во исполнение и в соответствии с п. 2. ч. 1 ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.1998 N 248 “Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“.

Нормы Положения соответствуют пункту 21 Примерного положения об учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 288, и устанавливают порядок и формы внесения взимаемой на территории Томской области платы за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним“ система государственной регистрации прав создается за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников. Согласно п. п. 22 и 23 Примерного положения об учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним расходование средств учреждения юстиции, образованных за счет указанных источников, производится в соответствии со сметой, утверждаемой регистратором прав, возглавляющим учреждение юстиции. Имущество учреждения юстиции является собственностью субъекта Российской Федерации и закрепляется за учреждением юстиции (одна из форм частичного финансирования учреждения собственником) на праве оперативного управления.

Указанные нормы содержатся и в п. п. 22 - 24 Положения о Томском регистрационном центре, зарегистрированном 14.05.1998.

Доводы о том, что порядок взимания и использования платы за государственную регистрацию прав, установленный п. п. 2.6, 2.8 Положения, подлежит приведению в соответствие с требованиями бюджетного законодательства, правильно признаны судом необоснованными. Порядок зачисления платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в бюджеты субъектов противоречит ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, Примерному положению об учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 288, и не соответствует бюджетному законодательству.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации данный Кодекс регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением.

Глава
6 (статьи 41 - 46), ст. ст. 55, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают отнесение платы, указанной в п. п. 2.6, 2.8 Положения, к неналоговым доходам бюджета субъекта Российской Федерации, а также не устанавливают, что платежи, поступающие за выполнение тех или иных государственных функций, должны поступать в соответствующие бюджеты. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 55 данного Кодекса иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Положения ст. ст. 1, 10 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“, приложения N 2 к данному Закону не устанавливают иные неналоговые доходы, входящие в состав бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней. Довод протеста о том, что плата, взимаемая за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относится к иным неналоговым доходам соответствующего бюджета, не основан на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Согласно ст. ст. 153, 154 Бюджетного кодекса РФ полномочия законодательных органов и исполнительных органов власти разграничены. Рассмотрение и утверждение бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 11 Кодекса разрабатываются в форме законов, отнесены к полномочиям законодательных органов субъекта Российской Федерации.

Закон Томской области “Об областном бюджете на 2001 г.“, принятый Государственной Думой Томской области 26.12.2000, не предусматривает зачисления
в бюджет указанной платы.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют исполнение бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти. Им не предоставлено права решения вопросов о зачислении в областной бюджет средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах.

Оспариваемые прокурором пункты Положения не регулируют вопросы бюджетных правоотношений, не могут рассматриваться вне рамок специального Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и иных нормативных правовых актов по государственной регистрации.

С учетом изложенного оспариваемые прокурором п. п. 2.6 и 2.8 Положения “О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах“, утвержденного постановлением первого заместителя главы администрации Томской области от 02.09.98 N 310, правильно признаны судом принятыми в соответствии с положениями Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, Постановлений Правительства Российской Федерации, а также в пределах полномочий, предоставленных федеральными нормативными правовыми актами органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Томского областного суда от 21 ноября 2001 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора Томской области - без удовлетворения.