Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2002 N 48-О02-92 Приговор по уголовному делу о разбое, покушении на убийство, незаконном лишении свободы оставлен без изменения, так как наказание осужденному назначено с учетом степени общественной опасности совершенных им действий, обстоятельств дела и данных о личности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2002 г. N 48-О02-92

Председательствующий: Лихачева О.Г.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хинкина В.С.,

судей Кузьмина Б.С. и Семенова Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 28 июня 2002 года уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Б. на приговор Челябинского областного суда от 8 февраля 2002 года, которым

Б.

<...>, судимый 21 января 1998 года по ст. 158 ч. 2 п. п. “б“, “в“ УК РФ на 3 года лишения свободы, освобожденный из мест лишения свободы 19 июня 2000 года по амнистии,

осужден к лишению свободы:

по ст. 162 ч. 3 п. “в“ УК РФ на 13 лет
с конфискацией имущества;

по ст. ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. “з“ УК РФ на 15 лет;

по ст. 127 ч. 2 п. п. “г“, “д“, “ж“ УК РФ на 4 года.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, по совокупности преступлений, назначено 16 (шестнадцать) лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с конфискацией имущества.

На основании ст. ст. 97 и 99 УК РФ, к нему применено принудительное лечение от алкоголизма.

Постановлено взыскать с осужденного Б. в пользу К.Е. - 2 381 рубль и 100 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Кузьмина Б.С., объяснения осужденного Б., поддержавшего доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Глумовой Л.А., полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

по приговору суда Б. признан виновным:

- в разбое, то есть в нападении на Ш., в целях хищения чужого имущества, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей, с незаконным проникновением в жилище, с применением предмета, используемого в качестве оружия, неоднократно;

- в покушении на убийство, то есть на умышленное причинение смерти Ш., 1930 года рождения, сопряженном с разбоем,

- в незаконном лишении свободы двух заведомо несовершеннолетних потерпевших, К., 1988 года рождения, и К.Д., 1986 года рождения, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Преступления совершены 11 августа 2001 года в городе Карабаше Челябинской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании осужденный Б. виновность свою в совершении указанных преступлений признал частично.

В кассационных жалобах он указывает на необоснованность квалификации его действий, как покушение на убийство. Утверждает, что у него не было умысла убивать потерпевшую. Указывает на
завышение потерпевшей К.Е., количества и стоимости похищенного имущества. Утверждает, что не угрожал детям ножом, не знал, что их двое. Считает возможным не признавать в его действиях особо опасный рецидив. Указывает на необоснованное применение к нему принудительного лечения от алкоголизма. Просит исключить его осуждение по ст. ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. “з“ УК РФ, исключить применение к нему принудительного лечения от алкоголизма, сократить срок лишения свободы и смягчить режим колонии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.

Выводы суда о виновности осужденного в совершении указанных преступлений, подтверждаются его показаниями, показаниями потерпевших Ш., К.Д. их представителя К.Е., свидетелей К.В., В., Б.Н. Протоколом осмотра места происшествия, заключениями судебно-медицинской и биологической экспертиз, вещественными и другими собранными по делу доказательствами, проверенными в судебном заседании, оценка и анализ которых содержится в приговоре.

Доводы кассационных жалоб осужденного, об отсутствии у него умысла на убийство потерпевшей, проверялись в судебном заседании, нашли свою оценку в приговоре и обоснованно признаны несостоятельными.

Суд обоснованно указал в приговоре, что об умысле осужденного на убийство потерпевшей свидетельствуют орудие убийства, характер и локализация причиненных потерпевшей телесных повреждений.

Доводы осужденного о том, что он не угрожал потерпевшим ножом, опровергаются их показаниями.

Так, несовершеннолетняя К.Д. показала, что ночью осужденный разбив стекло в окне, проник в дом. В руке у него был нож, и он сказал, чтобы они вели себя тихо, иначе он их убьет. Они были очень напуганы, поэтому выполняли все указания осужденного.

К.Д. показала, что ее и младшего брата, осужденный заставил спуститься в подвал, закрыв их там. Они слышали, как он
требовал у Ш. деньги.

Показания К.Д. последовательны, подтверждаются показаниями Ш. и самого осужденного. По этому, нет оснований не доверять им.

Нет оснований не доверять показаниям потерпевших о количестве похищенных осужденным денег, продуктов и вещей. Вещи потерпевших были обнаружены в квартире, где проживал осужденный. Из показаний К.Е. видно, что о похищении осужденным денег в сумме 800 рублей, ей рассказала его сожительница Б.К.

Оценив приведенные данные в совокупности с другими доказательствами, суд обоснованно квалифицировал действия осужденного по ст. ст. 162 ч. 3 п. “в“, 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. “з“ и 127 ч. 2 п. п. “г“, “д“, “ж“ УК РФ.

Судебная коллегия не усматривает по делу нарушений процессуального закона, влекущих отмену приговора.

Наказание осужденному назначено с учетом степени общественной опасности совершенных им действий, обстоятельств дела и данных о личности.

Принудительное противоалкогольное лечение осужденному назначено на основании выводов судебно-психиатрической экспертизы, оснований не доверять которой не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 332 и 339 УПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

приговор Челябинского областного суда от 8 февраля 2002 года в отношении Б. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.