Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2002 N 39-Г02-11 Заявление о признании недействующим и не подлежащим применению постановления губернатора Курской области “О ценах на хлеб, реализуемый на территории Курской области“ от 01.04.2002 N 168 удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые нормы в противоречие федеральному законодательству осуществляют государственное регулирование цен на хлеб, устанавливают предельные розничные цены на него, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов и снижая их конкурентоспособность на товарном рынке.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 ноября 2002 года

Дело N 39-Г02-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Макарова Г.В.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 28 ноября 2002 г. гражданское дело по заявлению прокурора Курской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления губернатора Курской области от 1 апреля 2002 года N 168 “О ценах на хлеб, реализуемый на территории Курской области“ по кассационной жалобе губернатора Курской области на решение Курского областного суда от 4 октября 2002 г., которым постановлено: “Заявление прокурора Курской области удовлетворить частично. Признать пункты 1 и 2 постановления губернатора Курской области от 1 апреля 2002 года N 168 “О ценах на хлеб, реализуемый на территории Курской области“ незаконными (недействительными) и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении заявления прокурора Курской области в остальной части отказать. В соответствии со ст. 35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ сообщение о частичном признании незаконным и недействующим постановления губернатора Курской области от 01.04.02 N 168 по вступлении решения в законную силу подлежит опубликованию в газете “Курская правда“ в месячный срок со дня поступления копии решения в редакцию газеты“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителей губернатора Курской области Б. и С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

прокурор Курской области обратился в
суд с заявлением о признании постановления губернатора Курской области от 01.04.02 N 168 “О ценах на хлеб, реализуемый на территории Курской области“ противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, указывая, что данное постановление, устанавливающее предельную розничную цену на хлеб “Сеймский“ и “Ямской“, реализуемый всеми хозяйствующими субъектами на территории Курской области, противоречит Указу Президента РФ от 28.02.95 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, Постановлению Правительства РФ от 07.03.95 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, а также ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

В обоснование жалобы указано на то, что в соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Данное постановление губернатора Курской области не нарушает охраняемые права граждан и юридических лиц.

Постановление губернатора Курской области от 01.04.2002 N 168 издано в целях социальной защиты населения Курской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.1998 “О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации“, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить с учетом региональных особенностей меры по социальной поддержке наименее защищенных групп населения. Установление предельной розничной цены на два вида хлеба - “Сеймский“ и “Ямской“ - является мерой, принимаемой
для сдерживания роста цен на хлеб, который входит в группу товаров народного потребления, тем более что 30% населения области относится к группе, чей доход не превышает прожиточного минимума. Данная мера направлена на сохранение потребления основных видов продовольствия на душу населения и защиту имущественных интересов граждан. Является неверным утверждение суда, что данным постановлением губернатора Курской области ограничивается самостоятельность деятельности хозяйствующих субъектов. Губернатор Курской области принял меры по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов, предоставив хлебопекарным предприятиям льготы по оплате за электрическую энергию по выработке хлеба “Ямской“, “Сеймский“. Кроме того, указанным постановлением устанавливается предельная цена на хлеб с учетом рыночных цен на муку, причем при изменении рыночных цен на муку розничная цена на хлеб “Сеймский“, “Ямской“ индексируется.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

При вынесении решения в обжалуемой части суд исходил из того, что из текста оспариваемого постановления следует, что в целях социальной защиты населения Курской области установлена предельная розничная цена на хлеб “Сеймский“ и “Ямской“ в сумме 4 руб. 10 коп. за одну буханку развесом 0,75 кг, реализуемый всеми хозяйствующими субъектами на территории области (п. 1), Управлению цен Курской области поручено при изменении рыночных цен на муку вносить предложения по индексации розничной цены на хлеб “Сеймский“ и “Ямской“ с учетом уровня инфляции и осуществлять контроль за исполнением постановления (п. 2); пунктами 3 - 7 постановления поручено: начальнику Управления торговли и регулирования продовольственного рынка - обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением правил торговли и способствовать принятию жестких мер административного воздействия по устранению выявленных нарушений, региональной энергетической
комиссии - рассмотреть вопрос о сохранении хлебопекарным предприятиям существующих льгот по оплате за электрическую энергию по выработке хлеба “Сеймский“ и “Ямской“, первому заместителю председателя правительства Курской области - подготовить предложения по созданию страхового фонда зерна, главам администраций исполнительной государственной власти районов совместно с органами местного самоуправления - оказывать содействие контролирующим и надзорным органам области в осуществлении контроля за соблюдением дисциплины цен, нормативно-технической документации, правил торговли и санэпиднадзора, а также возложен контроль за исполнением постановления на первого заместителя губернатора - председателя правительства области. Пунктом 8 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.

В соответствии с п. “ж“ ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 настоящей статьи.

Федеральный закон по вопросам ценовой политики до настоящего времени не принят, и указанные вопросы урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и принятым в его исполнение Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, которые в силу ст. ст. 90, 115 Конституции Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 право устанавливать
порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги предоставлено Правительству Российской Федерации.

Упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.95 утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 7 Постановления государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды товаров народного потребления и услуг, не применяется, кроме регулирования цен на товары и услуги, предусмотренные указанными Перечнями.

Хлеб не входит ни в один из этих Перечней. Следовательно, постановление губернатора Курской области от 01.04.02 N 168 “О ценах на хлеб, реализуемый на территории Курской области“ в части установления предельных розничных цен на хлеб, т.е. в части осуществления государственного регулирования цен на хлеб, является незаконным, поскольку противоречит вышеназванным Указу Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Установление оспариваемым постановлением губернатора Курской области предельных розничных цен на хлеб ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, его реализующих, и снижает их конкурентоспособность на товарном рынке, что противоречит указанной норме Конституции Российской Федерации.

В связи с изложенным оспариваемое постановление губернатора Курской области
в части установления предельной розничной цены на хлеб “Сеймский“ и “Ямской“ (п. 1) и поручения Управлению цен Курской области при изменении рыночных цен на муку вносить предложения по индексации розничной цены на данные виды хлеба с учетом уровня инфляции и осуществлять контроль за исполнением постановления (п. 2) на основании ст. 13 ГК РФ подлежит признанию незаконным и недействительным.

Доводы представителя губернатора Курской области о том, что оспариваемое постановление губернатора Курской области принято на основании Постановления Правительства РФ от 12.10.98 N 1190 “О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации“, являются несостоятельными, поскольку указанным Постановлением Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право осуществлять государственное регулирование цен на товары народного потребления, в том числе на хлеб.

Не могут быть признаны обоснованными доводы представителя губернатора Курской области о том, что установление предельных цен на хлеб направлено на сохранение потребления основных видов продовольствия на душу населения, защиту имущественных интересов граждан, сдерживание роста цен на хлеб, поскольку достижение указанных целей не может производиться путем нарушения действующего законодательства о государственном регулировании цен.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя губернатора Курской области о том, что оспариваемым постановлением предоставлены льготы по оплате за электрическую энергию по выработке хлеба и предельная цена на два вида хлеба установлена с учетом рыночных цен на муку, в связи с чем данным постановлением не ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, которые в случае нарушения их прав не лишены возможности обратиться за защитой своего нарушенного права в суд. В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене,
установленной соглашением сторон; цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются лишь в случаях, предусмотренных законом. Следовательно, установление предельной розничной цены на хлеб органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ограничивает права реализующих хлеб субъектов по установлению цен на реализуемый ими хлеб и такое ограничение их прав возможно лишь в предусмотренных законом случаях.

Судебная коллегия находит суждение суда первой инстанции правильным, так как оно соответствует установленным по делу обстоятельствам и основано на правильном толковании действующего законодательства, которое в решении суда приведено.

Доводы кассационной жалобы не указывают на ошибочность решения суда и не дают оснований считать, что положения действующего законодательства судом истолкованы неправильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

определила:

решение Курского областного суда от 4 октября 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Курской области - без удовлетворения.