Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2002 N 31-Г02-1 В удовлетворении жалобы о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 07.09.2001 N 721 “О назначении выборов Президента Чувашской Республики“ и в принятии дополнительной жалобы о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, об обязании Государственного Совета дать оценку действиям Президента Чувашской Республики отказано правомерно, поскольку данных о нарушении каких-либо прав заявителя принятием оспариваемого постановления судом не установлено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 января 2002 года

Дело N 31-Г02-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании от 29 января 2002 г. дело по жалобе М. о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики “О назначении выборов Президента Чувашской Республики“ от 07.09.2001 N 721 по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 ноября 2001 г., которым в удовлетворении жалобы отказано и по частной жалобе на определение того же суда от 22 ноября 2001 г., которым отказано в принятии жалобы М. о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, об обязании Государственного Совета дать оценку действиям Президента Чувашской Республики.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения М. и его представителя И. (довер. от 23.07.01), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

М. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с жалобой, в которой просил признать недействительным постановление Государственного Совета Чувашской Республики “О назначении выборов Президента Чувашской Республики“ от 7 сентября 2001 г. N 721.

Данное постановление издано, по мнению заявителя, в нарушение положений, содержащихся в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, Конституции Чувашской Республики, норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, ратифицированных Российской Федерацией.

При этом Государственным Советом Чувашской Республики не гарантировано свободное волеизъявление
гражданами на указанных выборах. Данное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в том, что при принятии оспариваемого постановления участвовал депутат Государственного Совета Республики А., который в нарушение действующего законодательства совмещал полномочия депутата с должностью председателя Кабинета Министров Чувашской Республики.

Кроме того, в дополнительной жалобе М. просил признать незаконным бездействие Государственного Совета Чувашской Республики, обязать Государственный Совет Республики дать оценку действиям Президента Чувашской Республики.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 22 ноября 2001 г. отказано в принятии дополнительной жалобы по п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 ноября 2001 г. в удовлетворении жалобы о признании недействительным вышеназванного постановления Государственного Совета Чувашской Республики отказано.

В частной и кассационной жалобах М. поставлен вопрос об отмене определения и решения суда в связи с их незаконностью.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Отказывая в принятии дополнительной жалобы с вышеуказанными требованиями, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что изложенные в ней требования не относятся к перечню дел, подсудных суду субъекта Российской Федерации, предусмотренного ст. 115 ГПК РСФСР. Поэтому правомерно отказал в принятии по п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР.

Оснований для признания оспариваемого постановления недействительным также не установлено.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что дата выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации назначается постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данного требования,
п. 1 ст. 80 Конституции Чувашской Республики, п. 1 ст. 5 Закона Чувашской Республики “О выборах Президента Чувашской Республики“, последним принято обжалуемое постановление.

Судом установлено, что за принятие указанного постановления проголосовало 66 депутатов из 87, что соответствует требованиям п. 3 ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, предусмотревшего, что постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено законом.

В голосовании по вопросу о назначении выборов Президента Чувашской Республики участвовал депутат Государственного Совета Чувашской Республики А., занимавший в тот период государственную должность Чувашской Республики - должность председателя Кабинета Министров Чувашской Республики.

Довод жалобы о том, что участие А. в принятии оспариваемого постановления в нарушение как федерального законодательства, так и законодательства Чувашской Республики, влечет недействительность принятого постановления, не основано на законе и доказательствах.

Суд пришел к выводу о том, что действительно ст. 12 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, ст. 84 Конституции Чувашской Республики, ст. 4 Закона Чувашской Республики “О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики“ от 12 мая 2000 г. установлено, что в течение срока своих полномочий депутат не может занимать государственные должности субъекта Российской Федерации и в случае назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики, полномочия депутата подлежат досрочному прекращению. В данном случае на момент принятия обжалуемого постановления решение о прекращении полномочий депутата А. Государственным Советом Республики не принималось. Однако участие или неучастие
депутата А. в голосовании по данному вопросу не могло отразиться на результатах голосования, так как количество голосов, поданных за принятие названного постановления, значительно превышало необходимое.

Данных о том, что принятием постановления нарушены какие-либо права заявителя, судом не установлено и М. не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Верховного Суда Чувашской Республики от 22 ноября 2001 г. и решение того же суда от 23 ноября 2001 г. оставить без изменения, частную и кассационную жалобы М. - без удовлетворения.