Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2002 N 30-Г02-9 Заявление прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству статей 25 и 29 Закона Карачаево-Черкесской Республики “О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2002 г.“ и приложений 9 и 10 к данному Закону удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемыми нормами финансовая помощь направлена не напрямую муниципальным образованиям, а закреплена за административно-территориальными образованиями, чем нарушен принцип адресности бюджетных средств.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 декабря 2002 года

Дело N 30-Г02-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Зелепукина А.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 6 декабря 2002 года дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании противоречащими федеральному законодательству ст. ст. 25 и 29 Закона Карачаево-Черкесской Республики “О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2002 г.“ и приложений 9 и 10 к нему по кассационной жалобе Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2002 года, которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей: - Президента Карачаево-Черкесской Республики - К. (довер. N 545-01 от 21.03.2002), Министерства финансов Республики - Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился с заявлением в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики о признании противоречащими федеральному законодательству статей 25 и 29 Закона Карачаево-Черкесской Республики “О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2002 год“ N 57-РЗ от 29 декабря 2001 года и приложений 9 и 10 к данному Закону КЧР, в части, касающейся направления финансовой помощи, предназначенной для муниципальных образований, в административно-территориальные объединения.

По мнению прокурора, утвержденный абзацем 1 ст. 25 в приложении 9 к обжалуемому Закону объем республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований на 2002 г. на
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в нарушение ст. ст. 44, 86 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, адресован не напрямую муниципальным образованиям, а закреплен за административно-территориальными образованиями. Оспариваемая норма также противоречит ст. 10 ФЗ N 126 от 25.09.1997 “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которой законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ должна быть установлена и утверждена доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Абзацем 1 ст. 29 оспариваемого Закона утвержден размер субсидий, выделяемых в 2002 г. местным бюджетам из фонда компенсаций согласно приложению 10 к данному Закону.

В соответствии с этим приложением получателями названных субсидий из республиканского фонда указаны также не муниципальные образования, а административно-территориальные образования, что противоречит перечисленному в заявлении федеральному законодательству.

Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2002 г. заявление удовлетворено: признаны противоречащими федеральному законодательству ст. ст. 25 и 29 Закона Карачаево-Черкесской Республики “О республиканском бюджете Карачаево - Черкесской Республики на 2002 год“ N 57-РЗ от 29.12.2001 и приложения 9 и 10 к данному Закону Республики в части, касающейся направления оказываемых муниципальным образованиям финансовой помощи в административно-территориальные образования КЧР, как это указано в данных приложениях к Закону.

В кассационной жалобе Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Абзацем 1 ст. 25 Закона Карачаево-Черкесской Республики “О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2002 год“ N 57-РЗ от 29.12.2001,
в приложении 9 к данному Закону утвержден объем республиканского фонда финансовой поддержки муниципальным образованиям на 2002 г. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в соответствии с которым получателями данной финансовой помощи указаны административно-территориальные образования: 8 районов и города республиканского значения Республики.

Абзацем 1 ст. 29 того же Закона Республики в приложении 10 к данному Закону утвержден размер субсидий, выделяемых в 2002 г. местным бюджетам из фонда компенсаций, получателями данных субсидий из республиканского фонда компенсаций также указаны административно-территориальные образования: 8 районов и города республиканского значения Республики.

В соответствии с п. “ж“ ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в исключительном ведении РФ. Из текста преамбулы Бюджетного кодекса РФ следует, что финансовое регулирование, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ устанавливаются прежде всего данным Бюджетным кодексом Российской Федерации. А согласно ст. 28 БК РФ одним из основных принципов, на которых основана бюджетная система РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств. При этом установлено, что любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Согласно ст. 44 БК РФ финансовая помощь от бюджета одного уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий, либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В соответствии со ст. ст. 86 и 139 БК РФ из фондов финансовой поддержки муниципальных образований оказывается финансовая
помощь органам местного самоуправления - местным бюджетам. Под местным бюджетом согласно ст. 14 БК РФ понимается бюджет муниципального образования.

Проанализировав оспариваемые нормы, вышеназванные и другие нормы федерального законодательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обжалуемыми нормами нарушается принцип адресности, в нарушение ст. 10 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ не установлена и не утверждена доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки, средства республиканского фонда финансовой поддержки поступают в административно-территориальные образования Республики, а не в муниципальные образования Республики, при этом происходит вмешательство органов государственной власти КЧР в исключительную компетенцию органов местного самоуправления по формированию и исполнению местных бюджетов.

Довод кассационной жалобы о том, что в данном случае не нарушаются права муниципальных образований, так как финансовая помощь им направляется через районные администрации, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку именно такой порядок и признан судом противоречащим федеральному законодательству. Пункт 5 ст. 10 вышеназванного Федерального закона устанавливает, что перечисление средств в местные бюджеты всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь, производится ежемесячно из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, а не через какие-либо иные органы, как это имеет место в настоящем случае.

Ошибочным является и довод кассационной жалобы о том, что судом признаны противоречащими федеральному законодательству как приложения, так и статьи Закона “О республиканском бюджете КЧР на 2002 г.“, поскольку в резолютивной части решения суда указано на частичное их противоречие федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.