Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2002 N 53-Г02-46 В удовлетворении жалобы на решение избирательной комиссии края об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума отказано правомерно, так как Законодательное Собрание края признало не соответствующим требованиям федерального законодательства вопрос референдума, а избирательная комиссия не вправе была решить вопрос о регистрации инициативной группы вопреки постановлению Законодательного Собрания края.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2002 года
Дело N 53-Г02-46
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Зелепукина А.Н.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 6 декабря 2002 г. гражданское дело по жалобе П. на решение Избирательной комиссии Красноярского края от 12 сентября 2002 г. об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Красноярского края по вопросу “Вы доверяете Законодательному собранию Красноярского края под председательством У.?“, по кассационной жалобе П. на решение Красноярского краевого суда от 7 октября 2002 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, Судебная коллегия
установила:
решением Избирательной комиссии Красноярского края от 12 сентября 2002 г. отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Красноярского края по вопросу “Вы доверяете Законодательному собранию Красноярского края под председательством У.?“.
Председатель инициативной группы П. обратился в суд с жалобой на указанное решение Избирательной комиссии Красноярского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом заявитель ссылался на соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям ст. 12 Федерального закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.
Красноярским краевым судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе П., считая, что судом неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, в случае соответствия ходатайства о проведении референдума и документов требованиям указанного Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия соответствующего уровня принимает решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации принимать решение о назначении референдума.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 указанного Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указанный в пункте 5 данной статьи Федерального закона, признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 данного Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Если орган, указанный в пункте 5 вышеуказанной статьи Федерального закона, признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Из материалов дела видно, что Законодательное собрание Красноярского края Постановлением N 3-466П от 09.09.02 признало не соответствующим требованиям п. 7 ст. 12 вышеуказанного Закона предложением для вынесения на референдум Красноярского края вопрос “Вы доверяете Законодательному собранию под председательством У.?“, поскольку поставленный в ходатайстве вопрос не исключает неопределенность правовых последствий принимаемого на референдуме решения, а также по своей сути вступает в противоречие с подпунктом “а“ п. 8 ст. 12 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.
При таких данных Избирательная комиссия обоснованно в соответствии с п. 11 ст. 36 названого Федерального закона отказала инициативной группе в ее регистрации по проведению референдума.
Ссылка в жалобе на то, что избирательная комиссия вправе была сама решить вопрос о регистрации инициативной группы, вопреки постановлению Законодательного собрания края, несостоятельна и не может служить основанием к отмене решения, поскольку противоречит порядку реализации инициативы проведения референдума, предусмотренному ст. 36 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 7 октября 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
В.П.КНЫШЕВ
Судьи:
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
Ю.Г.КЕБА