Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2002 N 44-Г02-29 Поскольку в доходах бюджетов учитывается часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а не вся прибыль, собственник имущества вправе принять решение о перечислении части прибыли от продажи имущества в областной бюджет.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 октября 2002 года

Дело N 44-Г02-29

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Соловьева В.Н.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 7 октября 2002 г. дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействительными абзаца 3 п. 4, п. 8 Порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, утвержденного Указом губернатора Пермской области N 98 от 05.04.2000, по кассационному протесту заместителя прокурора области на решение Пермского областного суда от 13 августа 2002 г., которым указанное заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей протест обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании недействительными абзаца 4 п. 4, п. 8 Порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, мотивируя тем, что оспариваемые положения предусматривают право Департамента имущественных отношений администрации области и образованной им комиссии по выработке решений о целесообразности продажи имущества определять нормативы распределения средств от продажи имущества между областными государственными унитарными предприятиями и областным бюджетом, принимать решение об оставлении унитарному предприятию всей суммы вырученных средств, что, по мнению заместителя прокурора, противоречит ч. 1 ст. 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Участвующий по
делу прокурор уточнил заявленное требование и просил признать недействительным абзац 3 п. 4, п. 8 Порядка в части права Комитета и образуемой им комиссии определять нормативы распределения средств между государственным унитарным предприятием и областным бюджетом, а также направления расходования средств.

Решением Пермского областного суда от 13 августа 2002 г. в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.

В кассационном протесте прокурора содержится просьба об отмене указанного решения суда как вынесенного в силу ошибочного понимания судом норм материального права и в частности положений ч. 1 ст. 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по данному делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

В силу ст. 10 Устава Пермской области высшим должностным лицом Пермской области является губернатор Пермской области.

Губернатор области на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Устава и законов области издает указы и распоряжения (ст. 11 Закона Пермской области “Об администрации Пермской области“).

С учетом предоставленных полномочий губернатор области издал Указ N 98 от 05.04.2000, которым утвердил Порядок дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

05.08.96 Законодательным Собранием Пермской области принят Закон “Об управлении государственной собственностью Пермской области“. В ст. 7 этого Закона регламентированы полномочия администрации Пермской области в
сфере управления и распоряжения государственной областной собственностью, в частности, администрация делегирует комитету по управлению имуществом Пермской области и фонду имущества области полномочия по управлению и распоряжению государственной областной собственностью.

Судом отмечено, что Указом губернатора Пермской области N 202 от 20.08.01 комитет по управлению государственным имуществом преобразован в Департамент имущественных отношений, который вправе образовать комиссию по выработке решений о целесообразности продажи имущества, а согласно абзацу 3 п. 4 Порядка эта же комиссия определяет нормативы распределения средств от продажи имущества между областным государственным унитарным предприятием и областным бюджетом; комиссия вправе принять решение об оставлении предприятию всей суммы вырученных средств, предусмотреть направление расходования этих средств (п. 8).

Проверяя доводы заявления прокурора, суд правильно отметил, что распоряжение Мингосимущества Российской Федерации N 1376-р от 25.12.00, на которое он ссылается, определяет вопросы организации работы комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности, тогда как абз. 3 п. 4, п. 8 определяют порядок дачи согласия на продажу недвижимого имущества, находящегося в областной собственности.

Следует согласиться и с мнением суда об отсутствии противоречия между оспариваемой прокурором нормой правового акта и ч. 1 ст. 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации состоит из 2-х частей. Из части второй ст. 43 Бюджетного кодекса РФ следует, что в бюджеты всех уровней перечисляются средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

В части 1 ст. 43 БК РФ говорится о средствах, получаемых от продажи государственного и муниципального имущества, и о зачислении их в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Под приватизацией государственного
и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических или юридических лиц (ст. 1 ФЗ от 21.12.01 N 178).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ, а не N 178.

Следует признать правильным вывод суда о том, что действие этого Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 ФЗ-178).

В соответствии со ст. 295 ГК РФ государственное унитарное предприятие вправе с согласия собственника имущества продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество; при этом выручка от продажи этого имущества является доходами данной коммерческой организации, а не доходами областного бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ в доходах бюджетов учитывается часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а не вся прибыль, поэтому собственник имущества вправе принять решение о перечислении части прибыли (а не дохода) от продажи имущества в областной бюджет.

Это положение Федерального закона нашло отражение в Законе области “О бюджете Пермской области на 2002 год“ от 18.12.2001 N 1935-347, ст. 7 которого предусматривает, что областные государственные унитарные предприятия перечисляют 10% прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в доход областного бюджета.

С учетом приведенного анализа суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Поскольку доводы кассационного протеста не опровергают указанные суждения суда, а только свидетельствуют о
несогласии с ними, то вынесенное по данному делу решение следует признать законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пермского областного суда от 13 августа 2002 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора - без удовлетворения.