Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2004 N А26-5619/04-24 Неправомерен отказ ИМНС в возмещении налогоплательщику НДС из бюджета в связи с тем, что представленные счета-фактуры составлены с нарушением требований законодательства, поскольку из материалов дела следует, что налогоплательщик предпринял действия, необходимые для приведения счетов-фактур в соответствие с требованиями ст. 169 НК РФ, и представил в ИМНС указанные счета, оформленные надлежащим образом поставщиками экспортированных товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2004 года Дело N А26-5619/04-24“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., рассмотрев 22.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.08.2004 по делу N А26-5619/04-24 (судья Мещерякова К.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Кондопога“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия, являющейся правопредшественником Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия (далее - ИМНС, инспекция), от 19.04.2004 N 34 в части отказа обществу в возмещении из бюджета 2127936 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2003 года.

Решением от 25.08.2004 суд удовлетворил заявленные обществом требования.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета 2127936 руб. НДС за декабрь 2003 года, поскольку в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в представленных обществом счетах-фактурах от 13.11.2003 N 557м-03 и от 15.11.2003 N 557м-03 отсутствует реквизит “адреса грузоотправителя“. Также ИМНС указывает на то, что счета-фактуры от 10.11.2003 N 258, от 11.11.2003 N 261, от 14.11.2003 N 264 и N 265, от 17.11.2003 N 266, от 19.11.2003 N 270, от 21.11.2003 N 273, от 24.11.2003 N 274, от 25.11.2003 N 276, от 26.11.2003 N 277, от 27.11.2003 N 278 и от 28.11.2003 N 279 представлены обществом в налоговый орган с исправлениями, которые внесены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, (далее - Правила ведения счетов-фактур), поскольку не заверены подписью руководителя и печатью организации-продавца с указанием даты внесения исправления. Следовательно, названные счета-фактуры, составленные с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, не могут
являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Налоговый орган также считает, что суд необоснованно указал на нарушение инспекцией положений статьи 88 НК РФ, поскольку порядок проверки документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение права применения налоговой ставки 0%, установлен статьей 176 НК РФ, которая, в отличие от статьи 88 НК РФ, не предусматривает возможности исправления выявленных в ходе проверки ошибок.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 20.01.2004 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за декабрь 2003 года, а 04.03.2004 и 22.03.2004 - измененные декларации по НДС по налоговой ставке 0%, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, подтверждающие его право на возмещение из бюджета 69769219 руб. НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций.

Инспекция направила обществу требования от 09.04.2004 N 06-33/3839 и N 06-33/3841 о представлении в соответствии со статьями 31, 88 и 93 НК РФ в пятидневный срок с момента получения данных требований счетов-фактур, подтверждающих обоснованность включения в декларацию за декабрь 2003 года налоговых вычетов.

По результатам камеральной проверки представленной обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0% за декабрь 2003 года, а также документов, предусмотренных статьями 165 и 169 НК РФ, инспекция вынесла решение от 19.04.2004 N 34 о возмещении обществу из бюджета 67641283 руб. НДС и об отказе в возмещении 2127936 руб. данного налога, которое одновременно с мотивированным заключением от
20.04.2004 N 06-33/4031 направила заявителю.

Основанием для отказа обществу в возмещении из бюджета 2127936 руб. НДС послужило несоблюдение налогоплательщиком положений пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в счетах-фактурах от 13.11.2003 N 557м-03 и от 15.11.2003 N 557м-03 отсутствует реквизит “адреса грузоотправителя“, а в счета-фактуры от 10.11.2003 N 258, от 11.11.2003 N 261, от 14.11.2003 N 264 и N 265, от 17.11.2003 N 266, от 19.11.2003 N 270, от 21.11.2003 N 273, от 24.11.2003 N 274, от 25.11.2003 N 276, от 26.11.2003 N 277, от 27.11.2003 N 278 и от 28.11.2003 N 279 исправления в реквизиты “грузополучатель и его адрес“ внесены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 29 Правил ведения счетов-фактур.

Общество не согласилось с решением ИМНС от 19.04.2004 N 34 в части отказа в возмещении 2127936 руб. НДС и обжаловало его в арбитражный суд.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение инспекции в данной части недействительным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК
РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на
основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.

Порядок подтверждения права на возмещение НДС при налогообложении по налоговой ставке 0%, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ, обществом соблюден, требуемые документы представлены в полном объеме. Данное обстоятельство инспекция не оспаривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.

Так, подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем инспекция не учла, что абзацем 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что если в ходе камеральной проверки налоговым органом выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Довод жалобы инспекции о том, что положения статьи 88 НК РФ неприменимы при проведении проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, следует признать несостоятельным.

В соответствии со статьей
87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Проведение иных форм налоговых проверок, кроме камеральных и выездных, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Таким образом, проверка налоговым органом в течение трех месяцев в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ отдельной декларации налогоплательщика по ставке 0% и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, на предмет обоснованности применения им указанной налоговой ставки по НДС и налоговых вычетов также носит характер камеральной проверки.

Как видно из материалов дела, инспекция не представила доказательства, подтверждающие соблюдение ею в ходе проведения проверки обоснованности применения обществом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС за декабрь 2003 года положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Так, ИМНС, сообщив налогоплательщику о выявленных в ходе проведения проверки фактах несоответствия представленных обществом счетов-фактур подпунктам 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, не обратилась к обществу с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При этом следует иметь в виду, что положения пункта 2
статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).

В данном случае налоговый орган, направив обществу решение о частичном отказе в возмещении НДС, по существу лишил налогоплательщика возможности внести соответствующие исправления в документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов по НДС за декабрь 2003 года, в рамках камеральной налоговой проверки.

Как видно из материалов дела, общество предприняло действия, необходимые для приведения счетов-фактур в соответствие с требованиями статьи 169 НК РФ, и представило надлежащим образом оформленные поставщиками счета-фактуры (листы дела 27 - 38).

То, что данные счета-фактуры подписаны уполномоченными лицами поставщиков, а также их оплату обществом в декабре 2003 года инспекция не оспаривает.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.08.2004 по делу N А26-5619/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

МОРОЗОВА Н.А.

ПАСТУХОВА М.В.